Лермонтовское общество в Екатеринбурге отметило 10-летие. Можно было бы посчитать это частным делом любителей классической литературы, если бы не общественный резонанс, что вызвала на Урале эта дата. И не только на Урале. Поздравления с юбилеем пришли от Екатеринбургской гордумы, Русской национально-культурной автономии, филфака УрФУ, Ассоциации пушкинских клубов области и даже из Пятигорска, от Музея Лермонтова. Не секрет, обычно на праздновании такого рода дат собирается группка энтузиастов. Но не в этом случае! Огромный конференц-зал Белинки был полон.
Создатель и бессменный руководитель Лермонтовского клуба 88-летняя Валентина Михайловна Константинова вспоминает: десять лет назад на первое заседание пришло всего 13 человек. Было непонятно, сколько соберётся на второе. Лишь энтузиазм самой Валентины Михайловны был «вне подозрений».
– Я Лермонтовым-то от старшего брата «заразилась», – вспоминает она с улыбкой. – Он учил для школы «Бородино». Вслух. От частого повтора я его и запомнила. А позже, когда сама училась в четвёртом классе и на уроке истории мы проходили Бородинское сражение, учительница возьми да и спроси: «А знает ли кто лермонтовское «Бородино»?». – «Я!». И прочла наизусть. Звонкие стихи, ладные, учатся влёт. А уж когда однажды дома я обнаружила комплект открыток, выпущенных к 125-летию поэта, с интересом стала разглядывать его портреты. Так вот какой он – Михаил Лермонтов! Надо же: военный – и поэт…
Шёпотом, дабы «не подрывать авторитет» другого классика, Валентина Михайловна признаётся: «По-моему, поэзия Лермонтова даже глубже, чем стихи Пушкина. Во всяком случае, так исповедально, одновременно по-мужски и щемяще, о чувстве одиночества никто больше не писал. Вот этим-то он и вошёл в душу. С юных лет и навсегда».
Нет, «лириком» она не стала. Пошла в физики. Буквально так! Закончила физико-математический факультет УрГУ, потом преподавала здесь же на кафедре общей физики. Параллельно с профессией продолжала собирать всё, что в скромные издательские времена можно было повстречать по Лермонтову – буклеты, открытки. А когда вышла на пенсию, поняла: главной отрадой души осталась поэзия Лермонтова (физикой в домашних условиях заниматься не будешь))) Знала о существовании в Екатеринбурге Пушкинского клуба – и подумалось: а почему по этому же принципу не объединить почитателей Лермонтова?
«Чёртова дюжина» (первые 13 членов клуба) оказалась счастливым предзнаменованием. Раз от разу каждую третью пятницу месяца собиралось всё больше единомышленников. Некоторые так совершали и продолжают совершать просто маленькие подвиги. Например, Зинаида Васильевна Шепёткина, в прошлом – преподаватель биологии и химии, приезжает на лермонтовские встречи аж из Арамиля. Им хорошо всем вместе. И вместе с Лермонтовым. Уж каких только тем из жизни и творчества поэта не поднимали, не обсуждали: Лермонтов и музыка, молитвенные мотивы в творчестве поэта, Лермонтов и Врубель, поэт в Грузии и Китае, тема фатализма в стихах… В Год кино с помощью специалистов Госфильмофонда разыскали в анналах фильм «Лермонтов», который был снят в 1943-м по сценарию Паустовского. Разыскали и посмотрели. А в дни юбилея, кстати, посмотрели другого «Лермонтова» – фильм Николая Бурляева, современное осмысление короткой трагической судьбы поэта. Было что сравнить и о чём спорить. Словом, лермонтовский мир для них не исчерпывается, всё время есть куда двигаться-погружаться дальше.
Понятно, что вне Лермонтовского клуба, за пределами их вечеров у них у каждого – своя линия жизни. Свои заботы, радости-горести, которые никак и не пересекаются. Свои, порой весьма отдалённые друг от друга, домашние адреса. Но вот же как получается – живут врозь, а семейный архив общий. Хранится, конечно, у Валентины Михайловны, но именно – общий. В трёх гигантских альбомах с фотографиями, со стихами Лермонтова – десять лет жизни клуба. Их общие воспоминания. Приобщаясь к которым, понимаешь: собираются люди не «вечерок скоротать» и уж тем более не от чувства одиночества, что можно было бы заподозрить в представителях старшего поколения. Торопятся сюда, к своему Лермонтову, как подростки – с душевным волнением. Кстати, в последние годы сюда и подростки подтягиваться стали. Уж явно не по школьной «обязаловке». Но зачем-то же они сюда идут? Все вместе они продолжают постигать трагический парадокс судьбы поэта-прозаика-драматурга-художника: в творчестве – романтизм и немыслимые для юного возраста философские выси, в жизни – инфантилизм и желчь, с которыми он не мог совладать. Не улавливаете общего в героях «того» и «нашего» времени? И может, не случайно Лермонтовские клубы родились, существуют и в Москве, а Лермонтовский бал стал в России ежегодной традицией? Через поэзию классика, в коей отразились благородство и кризисы XIX века, мы явно пытаемся понять себя нынешних.
… Люди, живущие долго «на одной волне», понимают друг друга с полуфразы. На юбилейном вечере звучало много лермонтовских стихов в музыкальном переложении (ансамбль «Гармония»). Но когда одна из гостей начала читать «Белеет парус одинокий…», уже со второго катрена «Парус» подхватил весь зал и закончил общим хором голосов: «А он, мятежный, просит бури…»
К юбилею Лермонтовского клуба библиотека им. Белинского приготовила свой подарок – презентацию раритетного издания «Демона» из фонда редких книг.
Книга любопытна и сама по себе: издана в 1910 году, с иллюстрациями легендарного Альфреда Эберлинга, а он в большой своей жизни успел побывать и придворным живописцем Николая II, и автором портрета Ленина, который по конкурсу Гознака (значит, лучший!) был воспроизведён на советских купюрах образца 1937, 1947 и 1957 годов. Но иллюстрации к «Демону» – отдельная и значимая страница его творчества.
Отдельным приложением к книге идёт факсимиле рукописи поэмы. Редчайший случай в книгоиздательской практике Лермонтова! Ещё и поэтому издание «Демона» эксклюзивно. А уж кто возьмёт книгу в руки, того тронут не только её собственные достоинства, но и трогательный момент, свидетельствующий о пути «Демона» от читателя к читателю. На титульном листе чернилами: «Принцу милому – на память о «путанице». 1914». Кто и кому в год 100-летия со дня рождения поэта сделал этот царский подарок? Поскольку на книге есть отметки Литфонда, члены Лермонтовского клуба могут попробовать «раскрутить» эту историю…