Новоуральский учитель математики уверен: к жизни лучше всего готовят точные науки и чувство юмора

: Екатерина Градобоева
В студенческие годы Эдик Петросян мечтал стать учёным, но работать в школе ему оказалось интереснее. Фото из личного архива.

Ученики гимназии города Новоуральска просто обожают своего учителя математики. У Эдика Аветисовича Петросяна есть даже свой фан-клуб. Он носит название «Курорт имени Петросяна». Участники фан-клуба болеют за своего учителя на всех профессиональных конкурсах. В прошлом году Эдик Аветисович представлял Свердловскую область в финале Всероссийского конкурса «учитель года России-2012». Он обладатель губернаторской премии как лучший учитель математики Свердловской области.

Досье «ОГ»

Эдик Аветисович ПЕТРОСЯН

Родился в Тбилиси (Республика Грузия) 22 сентября 1960 года.

Окончил физико-математическую школу № 42 в 1977 году в Тбилиси, Всероссийскую заочную математическую школу при МГУ.

Окончил механико-математический факультет Днепропетровского государственного университета (Украина) в 1982 году.

Преподавал в 34-й средней школе Тбилиси, затем в 25-й физико-математической гимназии Тбилиси.

С 1996 года живёт в Новоуральске, работает учителем математики в гимназии.

В 2005 году защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в Уральском государственном педагогическом университете. Тема диссертации «Психолого-педагогические условия формирования эвристической направленности мышления школьников в образовательном процессе».

Женат, имеет двух дочерей.

Как случилось, что армянин, родившийся в Тбилиси, стал незаменимым человеком для своих учеников в уральском городе Новоуральске?

В науке наскучило

Первые годы работы в школе Новоуральска. Фото из личного архива.

—Эдик Аветисович, ваша фамилия сразу обращает на себя внимание.

—Как среди русских распространена фамилия Иванов, так и среди армян — фамилия Петросян. Как-то по телеканалу «Мир» показывали репортаж с церковного праздника в Армении. Корреспондент в конце представился: «Петросян». Дочка шутит: «И здесь наша фамилия».

—Ваши ученики создали фан-клуб «Курорт имени Петросяна». Почему он так называется?

—У меня много любимых высказываний, которые ребята запоминают, а потом цитируют. Когда они что-то не выполняют, я говорю: «Что вы тут устроили курорт имени Петросяна?». Мол, отдыхаете, ничего не делаете. Я много шучу. Одни шутки спланированные, другие рождаются спонтанно, на лету.

— Судя по фан-клубу, ученики обожают ваше чувство юмора.

—Математику нельзя не быть юмористом! В эту науку погружаешься целиком и полностью. Она интересна, сложна и увлекательна. Однако утомительна, от неё быстро устаёшь, и надо давать себе возможность расслабиться. Мой принцип: чаще отдыхай — дольше будешь работать. Работаю по 15-16 часов в сутки. Сплю 5-6 часов. Чтобы выдержать такой ритм, надо уметь отвлекаться. На помощь и приходят шутка, юмор.

—Когда вы решили стать учителем?

—Я учился в Днепропетровском государственном университете на математика. Когда на пятом курсе однокурсники спрашивали меня, куда пойду работать, я всегда говорил: куда угодно, только не в школу. Хотел стать учёным. Сразу после вуза вернулся по распределению на родину, в Тбилиси. Планировал работать в научно-исследовательском институте прикладной математики. Целый год присматривался, посещал семинары. Но научная работа показалась мне однообразной и скучной, оторванной от действительности. Сейчас я так не думаю. На мой взгляд, для научной работы нужна определённая зрелость ума и опыт работы.

—В школе увлекательнее?

—Мне нравилось кого-то чему-то учить. Небольшой опыт преподавательской деятельности я приобрел будучи студентом. Уже на втором-третьем курсах преподаватели университета доверяли мне читать лекции студентам младших курсов. Свою учительскую деятельность я начал в русско-армянской школе, которая располагалась в рабочем районе Тбилиси. Это была непростая по составу учащихся школа. Семьи в основном неблагополучные. Русский язык дети знали плохо. Благо, у математики свой язык — язык цифр и формул. В этой школе я проработал четыре года и сумел многому научить ребят. Это были трудные, но в то же время интересные годы работы. Именно тогда я осознал, что сделал правильный выбор.

Эдик Аветисович быстро влился в жизнь уральских школьников, сразу стал участвовать с ними и в олимпиадах, и в походах. Фото из личного архива.

Настоящий тбилисец

— На каком языке велось обучение в школах Грузии?

—В советское время в Грузии, как и в других союзных республиках, были школы, в которых обучение велось на русском, и школы, в которых ребята обучались на национальном языке. Учитывая тот факт, что в Тбилиси проживало много армян, помимо русских и грузинских школ были ещё и армянские. В грузинских и армянских школах в обязательном порядке изучался русский язык, а в русских — грузинский как национальный.

—А вы преподавали на грузинском языке?

—Как истинный тбилисец, я в совершенстве владею грузинским. Мне довелось работать и в двухсекторной школе. Там был и русский сектор, и грузинский. Я преподавал на обоих языках.

—А есть существенная разница между детьми в грузинском и русском секторах?

—Да, в русском секторе дети более собранные. Так уж вышло, что у русского народа эта черта проявляется сильнее, чем у грузин. Привести ребят в чувство и подготовить к работе в русском секторе бывало легче, чем в грузинском. Грузины — народ темпераментный. Мы — кавказцы, очень похожи на итальянцев. Любим жестикулировать, громко говорить. Чтобы настроить эмоционального ученика на рабочий лад, нужно время.

—Манера обращения ученика к учителю у грузин и у русских тоже отличается...

—Да, у грузин не называют учителя по имени-отчеству. Произносят только имя и добавляют «учитель». Учитель по-грузински звучит, как «масцавлебели». Но и это слово полностью не произносят. Говорят «мас». То есть ко мне ученики обращались «Эдик мас». Проучившись у меня несколько лет, не слыша моей фамилии и отчества, ученики думали, что я тоже грузин.

—У вас есть человек, на мнение которого вы опираетесь в работе?

—Мой школьный учитель математики Андрей Константинович Гамазов. После обычной общеобразовательной школы я пришёл работать в физико-математическую гимназию. В первую очередь меня спросили, у кого я учился. И оказалось, что директор гимназии — тоже ученик Андрея Константиновича. Многие годы в своей работе я использовал школьные тетради и конспекты, по которым сам учился премудростям математики. Андрей Константинович всегда отслеживал мою преподавательскую деятельность. А я часто рассказываю о нём на своих уроках. Он был настоящим профессионалом-педагогом: совершенно точно определял способности и возможности каждого ученика. Его уроки восхищали!

Новоуральский учитель говорит, что учит школьников не только математике, но и жизни. Ученики ходят на его уроки с удовольствием и обожают своего математика за чувство юмора и жизнелюбие. Фото из личного архива.

Математик на все руки

—Как выживали учителя в годы распада Советского Союза? Ситуация для всех тогда была сложной морально и финансово, особенно в национальной республике...

—Да, республикам приходилось нелегко. Так получалось, что инфляция сводила на нет всю мою учительскую зарплату. Мой брат — музыкант. Сейчас один из лучших ударников в Грузии. В тот момент преподавал в консерватории, и ему, как и мне, было трудно. В 1993 году у меня родилась дочь. Ей было всего несколько месяцев, когда мы с братом решились на радикальные меры. Решили временно уехать из Грузии.

—Где же вы смогли найти пристанище в такое тяжёлое время?

—В российском курортном городке Ессентуки. С этим городом у меня связано много детских и юношеских воспоминаний. Практически каждый год мы приезжали сюда отдыхать. От Тбилиси до Ессентуков всего шесть-семь часов езды на автобусе. Там жили наши родственники и близкие друзья. Я всегда знал, что, кроме умственной работы, надо уметь что-то делать руками, владеть каким-либо ремеслом. Жизнь непредсказуема, а потому неизвестно, что тебя может выручить в трудную минуту. Так и вышло. На этом переходном этапе мы зарабатывали тем, что стали шить и реализовывать обувь. Мастеровые армяне всегда славились умением шить обувь, передавая своё умение из поколения в поколение. Мы с братом тоже этому научились у друга детства, нашего крёстного — Александра. Больших денег не было, но мы смогли достойно прожить это беспокойное время.

—А как вы оказались в Новоуральске?

—У нас много друзей по всему свету, и Новоуральск не оказался исключением. В Ессентуки на отдых приехали близкие друзья из Новоуральска — семья Мотиных: Евгений и Наталья. Они и стали «причиной» нашего переезда на Урал. Благодаря их помощи и поддержке осуществились многие задумки и мечты нашей семьи. Я очень хорошо запомнил тот день, когда вместе с семьёй приехал в Новоуральск. Это было 4 августа 1996 года. Моей младшей дочери шёл 19-й день. А с 1 сентября я начал преподавать в городской гимназии. Директор Рудольф Коровин тепло, по-доброму принял меня. Надо мной взяли шефство завуч гимназии — учитель биологии Вера Канусик, учитель математики Светлана Энская, с которой мы сразу включились во Всероссийскую олимпиаду по математике и заняли второе место. С самого начала я полюбил этот город и гимназию. Крепкий, слаженный коллектив сразу меня принял.

Эдик Петросян о своей любимой: «Мою жену зовут, как героиню оперы, Аида». Фото из личного архива.

—Осенью прошлого года вы представляли Свердловскую область на национальном конкурсе «Учитель года России». Но изначально поехать на финал в Липецк должны были не вы...

—О том, что я поеду на финал Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» я узнал за 20 дней до конкурса. На региональном этапе первое место занял другой учитель, но состояние здоровья не позволило ему ехать на финал. А так как я занял второе место, то предложили участвовать мне. Позвонили — поставили перед фактом, дали полчаса на размышление, а я... отказался. Потом подумал: сколько людей я подведу! Взвесил всё. Это действительно возможность показать себя, представить гимназию, нашу область. И согласился.

Времени на подготовку оставалось немного. Все тренинги для участников, естественно, уже прошли, попасть на них я не успел. Специалисты Института развития образования разработали для меня график альтернативной двухнедельной стажировки. К «Учителю года» меня готовили наши свердловские педагоги, постоянные участники конкурсов — Екатерина Белоцерковская из гимназии № 9 Екатеринбурга, победитель конкурса «Учитель года России-2001», директор лицея № 180 Екатеринбурга Алексей Крылов. Ученики же поддерживали мой боевой дух своими СМС-сообщениями.

—Как вы сами оцениваете результаты своего участия во Всероссийском педагогическом конкурсе?

—Я не вошёл в пятёрку финалистов, хотя полуфинальные конкурсные этапы прошёл уверенно. Недостатком конкурса я назвал бы то, что с каждой группой финалистов на предварительных этапах работает один и тот же состав жюри. И тут может возникнуть разница в оценках: более мягкое или более жёсткое судейство, субъективность. Но в любом случае участие в конкурсе такого уровня — это уже достижение. Это праздник, общение с лучшими учителями России, обмен опытом... И тут очень сложно определить, кто на самом деле лучший.

Эдик Петросян в образе полководца. Этот коллаж ученики сделали сами в подарок любимому учителю и даже вручили ему этот портрет в большой раме. Фото из личного архива.

Кто в школе главный

—Директора-женщины часто подчёркивают, что школе необходимы учителя-мужчины. А их практически нет. Сегодня много неполных семей, и учитель-мужчина в некоторой степени заменяет детям отцов.

— К сожалению, почти треть каждого класса — дети из неполных семей. Это не может не отразиться на воспитании. Современные мамы думают, что смогут дать своему ребёнку всё: и за маму, и за папу. Возможно, в материальном плане многим из них и удаётся сделать это. Но! Они пытаются взять на себя все функции — быть одновременно строгой и ласковой, наказывать и жалеть. Понятное дело, это может не получиться. Иногда, желая воспитать ребёнка в строгости, мама берёт на себя некую жёсткость, свойственную отцу, при этом утрачивая более естественные для неё мягкость и нежность. По-настоящему заменить отца у неё не получается, но и свои материнские функции она перестаёт выполнять. Для мальчика папа — пример, он копирует его поведение, учится быть таким же мужественным, перенимает привычки и взгляды на жизнь. Для девочки отец — идеал мужчины. Опираясь на образ отца, она выстраивает отношения с мужским полом в дальнейшем.

Конечно, компенсировать отсутствие отца в семье частично может учитель-мужчина, который станет авторитетом для ребёнка. Следовательно, значимость учителя-мужчины в школе возрастает. У мужчины более взвешенное отношение к вещам, а потому присутствие мужчины важно — и в семье, и в школе.

—Так кто главнее в школе: женщина или мужчина?

—В школе нет главных и второстепенных ролей. Каждый значим на своём месте. На мой взгляд, учителем должен быть мужчина, а воспитателем — женщина. Учитель-мужчина должен быть образцом поведения, должен быть строгим, прививать ответственность за поступки, слова, давать новые знания, помочь реализовать себя как личность. Женщина-воспитатель прививает нежность, заботу, сострадание, чувство любви к окружающему миру. Как мне кажется, это и есть гармоничная модель школы.

—Математика, на ваш взгляд — самый важный предмет в школе?

—Дело не в предмете. Фундаментальные знания по математике не всем могут пригодиться, и поэтому я учу не только математике, а ещё и немного жизни. Математика — инструмент, который помогает мне это делать. Она сильнее всего развивает логическое мышление. Почему люди неправильно поступают в жизни? Скорее всего, потому что не умеют выстраивать логику своих поступков. Не умеют задавать себе вопросы. «А зачем мне это надо? А что за этим будет? А во что это выльется?».

Чтобы ты совершал правильные, в твоём понимании, поступки, ты должен уметь думать. Математика развивает такие мыслительные приёмы, как сравнение, анализ, синтез и другие. Я стараюсь показать ребятам жизненность математики, необходимость её изучения, чтобы знания, полученные на моих уроках, они могли применять в простых жизненных ситуациях. При встречах выпускники мне часто говорят: «Спасибо, что вы нас учили не только математике, но и жизни». И это самое главное.

Блиц-опрос

—Какую книгу вы сейчас читаете?

—Люблю перечитывать классику. В очередной раз читаю «Вишнёвый сад» Чехова.

—Какое качество вы цените в людях?

—Открытость.

—Что больше всего огорчает вас?

—Несправедливость.

—Любимое место на земле?

—Мой родной двор в Тбилиси, в котором я провёл своё детство. Там я набираюсь энергией.

—Если бы у вас в руках оказался миллион, как бы вы с ним поступили?

—Раздал бы его. У меня есть мечта: иметь столько денег, чтобы я мог запечатать много конвертов по несколько сотен долларов в каждом. А потом пройтись по улице моего детства, где я вырос, где живут мои соседи, постучать в каждую дверь и отдать конверт с деньгами.