Как предотвратить авиакатастрофу и избежать травм: памятка для пассажиров
: Евгения Скачкова
Сегодня вся страна поздравляет экипаж самолёта "Уральских авиалиний" с "Чудом на кукурузе" - так люди окрестили удивительную посадку лайнера с отказавшими двигателями посреди поля. По горячим следам рассказываем, как помочь предотвратить авиакатастрофу, если вы - пассажир.
Поскольку пассажиры ближе всех находятся к двигателям самолёта, элементам механизации крыла и другим частям фюзеляжа - они первыми могут заметить в окно какие-либо неполадки (например, дым из двигателя). В этом случае вовремя проявленная бдительность может спасти несколько сотен жизней. Впрочем, есть и безобидные вещи, которые часто пугают пассажиров, но при этом нисколько не угрожают безопасности самолёта.
"Областная газета" рассказывает, о чём нужно и не нужно беспокоиться, а также о правилах поведения при взлёте, посадке и эвакуации, которые помогут сохранить вам здоровье и жизнь.
При посадке в самолёт:
Оденьтесь в удобную одежду и обувь, которая в случае чего позволит быстро передвигаться, бежать или плыть. Лучше выбирать натуральные ткани, так как синтетика легче воспламеняется в случае пожара.
Не игнорируйте рассказ бортпроводников о правилах безопасности и демонстрацию спасательного оборудования. В каждой модели самолёта могут иметься свои нюансы - например, в активации спасжилетов или кислородных масок. Если дело дойдёт до их использования, помните: времени на их изучение у вас не будет, так как счёт идёт на секунды.
Отключите мобильные телефоны. Современные бортовые системы в целом устойчивы к возможным помехам из-за смартфонов. Но когда одновременно работают пара сотен мобильных устройств - шанс сбоя увеличивается.
Во время взлёта:
Откройте шторки иллюминаторов. Это нужно для того, чтобы пассажиры первыми заметили неполадки в случае их возникновения (например, дым в двигателе) и сказали об этом бортпроводникам. Кроме того, глаза должны быть привычны к яркому дневному свету на случай немедленной эвакуации.
Не пользуйтесь наушниками. Опять же, для того чтобы контролировать обстановку, а также слышать все объявления бортпроводников и пилотов.
Пристегните ремни. Это убережёт вас от травм в случае резкого торможения самолёта.
Следуйте всем указаниям бортпроводников! Помните, что ваша жизнь находится в их руках.
О чём не надо беспокоиться во время полёта:
При подготовке к взлёту в салоне погас и зажёгся свет. Ничего страшного нет - произошло переключение с наземного источника питания к внутренней силовой установке.
Странный шум двигателей при взлёте. Во время подъёма в воздух двигатели самолёта работают на полную мощность - их шум может показаться слишком громким или "металлическим". Повода для паники нет, если шум ровный, без перебоев и не сопровождается другими посторонними звуками - например, хлопками или стуком.
Самолёт при взлёте как будто "провалился" вниз. Набор высоты происходит постепенно, "ступенями", и в некоторые моменты может возникать чувство обманчивой невесомости, как будто лайнер теряет высоту. Ощущения не всегда верны, следите за обстановкой за окном.
Звуковые сигналы в салоне. Высокие и низкие звуковые сигналы в большинстве случаев носят автоматический характер, а вовсе не являются передачей каких-то зашифрованных сообщений. Так, одиночный сигнал может означать вызов бортпроводника кем-то из пассажиров (после нажатия соответствующей кнопки), включение табло "Пристегните ремни", "No smoking" или "Exit" (часто при выпуске или убирании шасси), а также может служить для привлечения внимания перед голосовым объявлением. Двойной сигнал ("высокий - низкий") - это вызов от одного бортпроводника другому (например, если они находятся в разных концах самолёта), а "высокий - низкий - высокий - низкий" - это сигнал бортпроводникам занять свои места при посадке или взлёте, а также вызов в кабину пилотов.
Самолёт сильно трясёт в турбулентности. Турбулентность сравнима с ездой по неровной дороге - только здесь в роли кочек выступают воздушные ямы. Тряска авиалайнерам не страшна: самолёт физически не может упасть, перевернуться или повредиться. А о тех погодных явлениях, которые действительно могут угрожать работоспособности воздушного судна, пилоты знают заранее и прокладывают маршрут вдали от них.
Шатается крыло. Многих пассажиров приводит в ужас вид шатающегося и даже будто поскрипывающего на ветру самолётного крыла. Но здесь беспокоиться не о чем. Во-первых, крыло специально собирают таким образом, чтобы оно оставалось гибким и не ломалось под потоками ветра на скорости 900 км/час. А во-вторых, на заводе во время испытаний крылья сгибают практически под углом 90 градусов - и они выдерживают такую нагрузку.
О чём стоит сразу сказать бортпроводникам:
Дым, искры или пламя за окном или в двигателях.
Запах гари или задымление в любой части салона.
Неадекватные соседи.
При посадке:
В целом при посадке действуют те же правила, что и при взлёте - снимите наушники, уберите откидной столик, откройте шторку иллюминатора (а лучше вообще её не закрывайте с самого начала).
Не вставайте со своего места до тех пор, пока самолёт не остановится полностью! Экипаж считает посадку завершённой только тогда, когда лайнер самостоятельно затормозит. До этого момента, к сожалению, риски ещё сохраняются.
При эвакуации:
Постарайтесь не паниковать и чётко выполнять все инструкции бортпроводников.
Если эвакуация экстренная - оставляйте вещи, не вытаскивайте сумки с полок. Промедление из-за чемодана с одеждой может стоить кому-то жизни. В том числе вам.
Выбравшись из самолёта, убегайте от него на безопасное расстояние - на случай, если вдруг где-то произойдёт возгорание или взрыв.
Какая часть салона считается самой безопасной?
Раньше самой безопасной частью называли хвост самолёта - он меньше страдает при крушении. Однако трагедия в Шереметьево показала, что опасность может таиться не только в столкновении с землёй.
Если беспокоитесь о безопасности, выбирайте место ближе к аварийному выходу. Однако помните, что непосредственно у этих дверей должны сидеть люди, которым в случае эвакуации будет под силу открыть люки.
Напомним, подробно о сегодняшней удивительной посадке самолёта "Уральских авиалиний" вы можете прочитать здесь.