Мало кто знает, что Свердловская область по «трамвайности» делит первое место в России с Кемеровской и Иркутской областями. Везде по четыре города с действующими линиями. И проблемы везде схожие. Если во всём мире трамвай сейчас переживает второе рождение, то в России картина прямо противоположная. За последние тридцать лет заново были открыты трамвайные сети более чем в ста городах мира, в России с десяток закрылось. Среди них, к сожалению, и одна из трамвайных сетей нашей области в Карпинске.
В нашем регионе сегодня рельсовый транспорт курсирует в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Краснотурьинске и Волчанске. При этом даже в столице Урала новые трамвайные линии не открывали более двадцати лет в этом году рельсы положили на улице Фучика.
Правда, не так давно появился повод помечтать, что трамвай начнёт мощно развиваться хотя бы в уральской столице. Когда только презентовали проект нового микрорайона «Академический», предполагалось, что его с центром также соединят рельсы. Обещалось, что если Екатеринбург войдёт в список городов, где пройдёт чемпионат мира по футболу в 2018 году, то появится соответствующее финансирование, и тогда... Как известно, уральская столица в этот список вошла, однако разговоров о трамвае не слышно уже давно, да и в пресс-службе администрации города рассказать о перспективах проекта затруднились.
В условиях туманного будущего мы попытались рассеять туман хотя бы над прошлым и выбрали наиболее интересные факты из истории трамвайных хозяйств в городах Свердловской области.
Десять интересных фактов из истории нашей, самой «трамвайной», области России
• В
• С 1946 по 1994 год трамвайная сеть существовала и внутри Карпинска. Она представляла собой местами одно, местами двухпутное кольцо по городу. Общая протяжённость путей составляла 12 километров. В начале девяностых линию закрыли из-за общего упадка экономики округа, рельсы разобрали полностью.
• В Волчанске трамвай курсирует до сих пор. Более того, здесь он является настоящим символом города. Многие местные жители расскажут вам о том, что Волчанск самый маленький город мира, в котором есть этот рельсовый транспорт. И хотя это не совсем так (в Германии, как выяснилось, есть «трамвайные» городки поменьше), в нашей стране лидерство неоспоримо.
• Ещё одним трамвайным городом нашей области мог стать Каменск-Уральский. В 1949 году там уже построили одну линию, протянули провода и даже завезли вагоны, но... мечтам не суждено было сбыться. Неожиданно власти заморозили трамвайный проект и сосредоточились на троллейбусе, а построенную линию разобрали. История закончилась, не успев начаться.
• 1 июля 2012 года перестали ездить трамваи в Краснотурьинске. И без того «подогретые» возможным закрытием Богословского алюминиевого завода, жители посчитали это событие очень символичным, чуть ли не предвестником конца существования города. В итоге версии скептиков не подтвердились: 4 сентября движение возобновилось. А за время «простоя» удалось подлатать трамвайную сеть.
• В течение нескольких последних лет волнения по поводу возможного исчезновения трамваев переживает и Нижний Тагил: здесь царица дорог маршрутка, и тягаться с ней трамваям очень непросто. В городе создана даже общественная организация «Тагильчане за трамвай». Её члены отстаивают право горожан на этот экологически чистый вид транспорта.
• Если маленькие города области одноколейными линиями не удивишь, то в Екатеринбурге трамвайный маршрут № 11 настоящая изюминка, путешествие на машине времени, не иначе. Линия сохранилась практически в первозданном виде со времён постройки в 1935 году. Трамвай едет по безлюдному берегу Верх-Исетского пруда, в сторону заброшенной электростанции... Чем дальше, тем больше уверенность, что ты смотришь мистический фильм. Полуразрушенные здания, странные названия. Чего стоит только озеро Здохня вблизи конечной остановки. Кстати, любителям мистики, возможно, остаётся совсем немного времени, чтобы успеть прокатиться по этому маршруту. Если Екатеринбургу доверят проводить ЭКСПО, район ВИЗа изменится до неузнаваемости.
• В Екатеринбурге трамвай мог появиться ещё во времена Российской империи. Первые проекты обсуждались в городской Думе в 1896 году. Но мировая и гражданские войны вместе с революцией отодвинули пуск трамвая на 1929 год.
• В 1934 году, по данным газеты «Уральский рабочий», эксплуатационная скорость свердловского трамвая была самой высокой в мире 18 километров в час.
• В Екатеринбургском трамвайно-троллейбусном управлении с особой гордостью вспоминают о военной истории. Главной задачей в тяжёлые годы Великой Отечественной стало строительство подъездных путей к заводам. Катастрофически не хватало вагонов, а женщины с детьми не могли квалифицированно вести ремонт. Тогда было принято беспрецедентное решение: вывезти простаивавшие ходовые вагоны из блокадного Ленинграда. С неимоверными трудностями, под бомбёжками и артобстрелами, начальник технического отдела предприятия Алексей Попов организовал доставку из окружённого города в Свердловск 60 пробитых пулями и осколками трамваев и запасных частей к ним.
А что дальше?
Исторические события происходят и сейчас, на наших глазах. «ОГ» уже писала о том, что в Екатеринбурге совсем недавно появился низкопольный трамвай. Правда, пока вместо пассажиров он возит по маршруту мешки с песком. Но само по себе появление современных трамваев на улицах города вселяет надежду, что этот вид транспорта будет не просто существовать, а и развиваться, будет вписан в новейшую историю.