Сай поро! Илышь мугане?*  25 фото

: Татьяна Соколова
: Александр Исаков

На пятом месте по численности среди народов Среднего Урала – марийцы. Их насчитывается почти 24 тысячи. Проживают они в основном на юго-западе Свердловской области – в Красноуфимском, Ачитском, Артинском районе и, конечно, в Екатеринбурге.

Фото: Александр Исаков.

Справка «ОГ»

  • Численность марийцев в Свердловской области – 23 801 (0,6 процента населения)
  • Религия – поклоняются силам природы, главный бог – ождюмо (белый бог).
  • Самые распространённые имена: Фатима, Роза, Хамза, Элай, Такий, Сейлан, Сяскяби, Арняш.

К предкам – через творчество

Роза Андреева – потомственная мариечка из села Юва Красноуфимского района. Живёт в большом деревянном доме вместе с мужем – наполовину марийцем, наполовину башкиром. Сейчас Роза Ярмиевна – одна из тех, кто старается сохранить традиции своего народа, передать знания о них детям и внукам. Говорит, понимание, насколько это важно, пришло лишь с возрастом. Раньше, когда мама и бабушка рассказывали об обычаях, она слушала их без интереса. Лишь после сорока лет начала шить марийские наряды для кукол, с 2003 года создала их уже более 70, случается, шьёт и куклы. В доме Розы Ярмиевны хранится более двух десятков кукол в национальной одежде, остальные – у друзей и в музейных экспозициях, посвящённых марийцам. Однажды она достала мамино национальное платье, доставшееся в наследство, и сшила подобное себе. Так Роза Андреева начала создавать и марийские костюмы, постепенно став первоклассным мастером в этом деле.

К слову

  • 6 ноября 2015 года открывается выставка, посвящённая особенностям марийской культуры в центре «Гамаюн» (Екатеринбург, ул. Гоголя, 20/5).
  • В начале лета 2016 года в селе Юва состоится фестиваль марийской культуры «Ага Пайрем» («Праздник борозды»), традиционно он проводится после посевных работ.

– Это дяга – нагрудник из женского костюма, здесь нашиты монеты, на тех, что остались от наших бабушек – старинные, есть ещё начала XX века, на новых я делаю современные монетки, пришиваются и бисер, бусинки. Чем красочнее и звонче при движении, тем лучше считается костюм, – рассказала Роза Ярмиевна.

Фото: Александр Исаков.

За несколько лет Роза Андреева сшила 16 платьев, 25 передников и отреставрировала 12 костюмов. Говорит, что таким образом, через творчество, она чувствует связь с предками. Пытается передать эту любовь к своему народу и детям: знакомит их с традициями, например, учит трепетному отношению к природе. На семик – родительский день (это православный праздник, марийцы тоже его отмечают), надевают национальные костюмы в знак уважения к тем, кто жил до них.

Праздники

  • Ага Пайрем – начало посевной, праздник борозды,
  • Кинде пайрем – сбор урожая,
  • Шорок йол байрам – Старый Новый год,
  • Йюдурси – девичий пир.

В марийской избе

С декабря 2004 года в селе Юва открылся Дом-музей «Марийское подворье». В создании экспозиции музея активное участие принимала и Роза Ярмиевна. Здесь можно увидеть, как выглядела раньше комната в деревенской марийской избе: кирпичная печь, стол посередине с национальными блюдами и напитками: мела – оладушки, пура – хмельной напиток наподобие пива, дра – заквашенное молоко. Кровать и люлька укрыты покрывалами с вышивкой.

Кухня: сокта (кровяная колбаса)

Кровь забитой скотины процедить через марлю, посолить, добавить мясо, репчатый лук – сделать фарш. В него можно добавить отваренный рис, картошку. Вывернуть и промыть кишки, сполоснуть в уксусной воде. После набить фаршем кишки, завязать ниточкой края и отварить в течение 10 минут на слабом огне.

Собирали экспонаты всем селом, старинные предметы, оставшиеся от бабушек и дедушек, в домах уже не нужны, лежат на чердаках или в сараях, а здесь обрели новую жизнь. Ткацкий станок, например, до сих пор работает. Сюда же приносят и старинные костюмы. Погружение в историю происходит быстро, и вот уже хочется примерить если не весь марийский костюм, то хотя бы необычный по форме головной убор – шнашовычо. Он имеет форму клюва, направленного вверх, сзади на плечи спускается полоска ткани, чуть расширяющаяся книзу – опять же напоминает хвост птицы. Считалось, что благодаря такой форме головного убора женщина как бы собирает солнечную энергию, которая потом оседает в семи рядах вышитых рисунков на «хвосте». Может, поэтому считается, что марийские женщины обладали сильной энергетикой? На головных уборах, на рубахах всегда делали много вышивки, узоры чаще всего отражали поклонение марийцев природе и изображали солнце, деревья, животных, птиц. Вместе же они составляли такой рисунок, от которого начинало рябить в глазах – чтобы не сглазили.

В селе Юва из 1400 жителей почти тысяча – марийцы. Фото: Александр Исаков.

– У марийцев всегда были «говорящие» костюмы. По орнаменту можно определить, сколько детей у человека, в какой местности он живёт, богатый или бедный, холост или вдовец – это своеобразный паспорт человека, – говорит Елена Шуматаева, работник отдела культуры Красноуфимского района.

В доме-музее есть и большой зал, где все марийцы Ювы собираются по праздникам, на юбилеи и свадьбы. Здесь же школьникам рассказывают про обычаи, устраивают мастер-классы по рукоделию, творческие вечера стихов и песен на марийском языке. В 2013 году музей «Марийское подворье» попал в список наиболее интересных мест Урала в рамках Самоцветного кольца – комплекса туристических маршрутов по нашему региону.

«Верёвочка» в городе

В последнее время даже в крупных городах марийцы стараются объединяться, вместе вспоминать свои традиции, учить им детей. В столице Урала проходят так называемые марийские дискотеки или этновечеринки, приуроченные к праздничным датам. Начали их проводить лет десять назад, и до сих пор они пользуются большой популярностью среди городских марийцев. Основное действо на таких дискотеках – это, конечно же, танец. Особенно любим всеми один из самых древних марийских танцев – «верёвочка». Выкрикивая на марийском языке частушки и притопывая, танцующие создают вместе фигуру, похожую на знак бесконечности, поэтому движение может очень долго не заканчиваться, и все чувствуют единение со своим народом и прилив энергии.

Главная проблема марийцев – постепенное забывание языка. В Юве при школе есть факультативное изучение марийского, а вот в Екатеринбурге – нет.

Словарь

  • *Сай поро – здравствуйте
  • *Илышь мугане – как жизнь?
  • Тинем кюзеле мет – как тебя зовут?
  • Чеверын – до свидания
  • Тау – спасибо
  • Есен ли – пожалуйста
  • Минь тыим йоратем – я тебя люблю
  • Уке – нет
  • Йора – ладно (да)

– Кто живет в городе, начинают думать, что детям не обязательно знать марийский язык, что для успешной реализации в жизни хватит и русского. Но лингвисты говорят, что если человек с рождения воспринимает два языка, то он быстрее развивается, ему проще потом изучать другие. Так что мы собираемся организовать занятия в Екатеринбурге для всех, кто захочет изу­чать марийский язык, – рассказал Игорь Иликбаев, председатель Екатеринбургской городской общественной организации марийцев «Урал кундем».

Фоторепортаж: в гостях у мариечки Розы Андреевой, а также в доме-музее «Марийское подворье» в селе Юва Красноуфимского района.

Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков
Фото: Александр Исаков