70 лет назад в Париже (Франция) скончался Сергей Прокудин-Горский – родоначальник цветной фотографии в России, благодаря которому мы и сегодня можем увидеть в красках, какой была наша страна в начале ХХ века. Он несколько раз приезжал на Урал и сделал здесь сотни фотографий.
Уроженец Владимирской губернии, потомственный дворянин Прокудин-Горский был выпускником физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1897 году он увлёкся «фотографическими исследованиями». Добившись успеха в искусстве чёрно-белой фотографии, он увлёкся цветными диапозитивами, созданию которых он в 1902 году поехал учиться в Германию к одному из пионеров цветной фотографии Адольфу Мите. В том же году он начал делать такие диапозитивы в России, а спустя три года уже усовершенствовал метод Мите, создав собственный метод изготовления чувствительных фотоматериалов. (Фото: Сергей Прокудин-Горский, автопортрет, 1912 год).Сделав свои первые цветные диапозитивы в 1903 году, в 1905-м он уже предпринял первую фотопоездку по России, посетив Украину, Крым и Кавказ. Его работы быстро получили признание, и в 1909 году его принял Николай II, который, под впечатлением этих снимков, выделил Сергею Михайловичу для путешествий по стране пульмановский вагон. Начиная с этого времени Прокудин-Горский регулярно совершал по стране фотографические экспедиции, из которых привозил сотни снимков.
В Пермской губернии пионер русской цветной фотографии впервые побывал ещё в 1907 году, но на территории современной Свердловской области наиболее известны его снимки 1910 года, на которых изображены виды Екатеринбурга, Каменского и Нижнетагильского заводов, а также реки Чусовой, по которой он путешествовал на лодке.
После революции Прокудин-Горский эмигрировал во Францию и умер в Париже через несколько недель после освобождения города от немецкой оккупации. Большинство фотопластинок он вывез за границу, и в 1948 году эта коллекция была куплена у его наследников библиотекой Конгресса США, где они и хранятся до сих пор.
КСТАТИ
Цветная фотография того времени получалась с помощью наложения трёх изображений (красного, зелёного, синего), которые давали полноцветную картинку только с помощью проектора. Только в конце ХХ века, когда появились компьютерные методы обработки изображений, работы Прокудина-Горского появились в качестве привычных нам цветных снимков.
Наш фотокорреспондент Александр Зайцев сделал в Екатеринбурге серию снимков с того же ракурса, что и Сергей Прокудин-Горский сто лет назад.