В редакцию «Облгазеты» обратилась жительница села Харловское Ирбитского муниципального образования Загрипа Сунгетова и поделилась своей болью: ей не насчитали 25-процентную надбавку к пенсии, которую с начала года стали получать бывшие работники сельского хозяйства. В межрайонном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите отказ в повышении пенсии мотивировали тем, что у заявителя недостаточно сельского стажа.
По словам Загрипы Калымовны, она 32 года отработала в сельском хозяйстве. Сначала в колхозе «Ленинский путь», а потом в агрофирме «Ирбитская», которая образовалась на месте упразднённого колхоза.
– Президент же обещал за 30 лет стажа в сельском хозяйстве надбавку к пенсии, нынче с января её стали давать, но не всем, – возмущается пенсионерка. – Мне надбавку не дали, поэтому я обратилась в Пенсионный фонд, где мне сказали, что у меня мало стажа – 29 лет. Но они учли только мою работу в животноводстве, а то, что внутри колхоза нас то в столовую переводили, то на склад зерно лопатить отправляли, не в счёт.
Действительно, в октябре прошлого года Владимир Путин подписал закон о повышении пенсионного возраста и введении ряда социальных гарантий, в том числе для сельских пенсионеров. Им при стаже не менее 30 лет в аграрном производстве пенсия с 1 января 2019 года увеличивалась на 25 процентов. Но оказалось, что многие пенсионеры, проработавшие в сельском хозяйстве даже больше этого срока и проживающие на селе, так и не смогли получить надбавку. Дело в том, что выплата полагается, только если запись в трудовой книжке соответствует утверждённому Правительством РФ «списку работ, производств, профессий, должностей». В итоге многим отказали. Например, Загрипа Сунгетова одно время работала в колхозной столовой, но в списке о работниках сельского общепита нет ни одного упоминания. А ведь судя по культовому фильму 60-х годов «Стряпуха» от людей этой профессии зависел, ни много ни мало, успех уборочной.
Избирательность при начислении набавки возмутила многих, поэтому постановлением № 805 от 25 июня Правительство РФ расширило этот список. Но должности повара или кухонного работника в нём всё равно нет, зато появились… инструктор служебного собаководства, заведующий виварием. В общем, логику тех, кто формировал этот список, трудно понять, а страдают люди. Страдают ещё и от того, что записи в трудовой книжке не позволяют определить род деятельности человека в хозяйстве вообще. Например, у Загрипы Сунгетовой написано, что она «переведена на разные работы». Трудовой период в таком качестве работники Пенсионного фонда также не засчитали в сельский стаж. Хотя пенсионерка утверждает, что она работала на зерноскладе, а работники зернотоков значатся в списке тех, кто имеет право на надбавку. В списке есть и член колхоза (колхозник, рядовой колхозник), каковым и была в тот период Загрипа Сунгетова.
Ситуация выглядит абсурдной: женщина всю жизнь отработала в колхозе, была телятницей, заведующей фермой, но обещанного повышения пенсии как работник сельского хозяйства получать не имеет права, потому что пару лет отработала в колхозной столовой, кормила своих коллег-животноводов и полеводов
– В этом случае надо повторно обратиться в управление Пенсионного фонда, – говорит заместитель начальника отдела назначения и перерасчёта пенсий отделения Пенсионного фонда России по Свердловской области Наталья Здоровцева. – С учётом внесённых изменений в список профессий вопрос, возможно, решится положительно.