«Облгазета» продолжает проект об истории рода: мы рассказываем, как жители Свердловской области могут найти своих самых дальних родственников. Азбуку родоведения — как узнать имена предков – мы уже дали в предыдущих публикациях (см номера за 29.11, 21.12. 2018 и 18.01.2019). Именно этими приёмами пользовался 31-летний уралец Александр Автаев, составляя родословную своей семьи — для этого ему пришлось перечитать несколько томов старых архивов.
На встречу в редакцию Александр Автаев принёс несколько типографских брошюр — он не только собрал рассказы пожилых родственников о жизни своей семьи, но и отредактировал их, а потом и опубликовал. (Публикации вышли в сборниках статей членов Уральского генеалогического общества. Кстати, с ними можно познакомиться в научной библиотеке Свердловского областного краеведческого музея). Считает: теперь больше вероятности, что сохранится память о том, как жили его предки.
– Компьютер, где хранятся диктофонные записи, может сломаться, а флэшка или другой цифровой носитель — повредиться, и пиши пропало, – Александр пожимает плечами. – Цифровые данные надо копировать на Древние папирусы из египетских пирамид можно исследовать даже спустя тысячелетия, точно так же и бумага более надёжна, чем цифра.
Создавать родословную он начал с рассказов старейших родственников. Тут есть свои секреты.
Так, по семейной легенде, несколько человек из рода Софьиных, живших в деревне Киприно Очерского района Пермского края, участвовали в русско-турецкой войне. Никаких подтверждающих факт официальных документов отыскать не удалось. Это отражено только в рукописной истории семьи. Однако Софьины были старообрядцами-беспоповцами, а у них всегда положено было помнить всех до 10-го колена: родственники поминались в молитвах. Передающиеся по роду поминальники легенду подтвердили. Также по легенде, связанной с ветвью рода Софьиных, в 1700 году кто-то из их предков основал деревню Киприно, придя из-под Тулы.
Ещё по одной семейной легенде, дед бабушки Александра, которого звали Василий Фёдорович Забелин, однажды повстречался с братом императора Николай Второго. Якобы в начале XX века - примерно в 1910-х годах он поехал в Санкт-Петербург. Дело в том, что зимой все крестьяне уходили на отхожие промыслы в большие города. Василий Забелин был отменным точильщиком. Он точил ножи, топоры, ножницы, правил (как тогда говорили) бритвы и прочие инструменты. В то время точильщики, проходя по улицам, выкрикивали: "Точу ножи, ножницы, бритвы правлю!". И вот однажды из одного богатого особняка или дворца вышел барин. Подозвал Василия Фёдоровича и спрашивает его:
- Сможешь наточить? - и подает ножичек.
- Отчего же не смочь? - отвечал Василий. - Смогу.
- Сколько времени тебе потребуется? – спросил барин.
- Полчаса, - ответил прапрадед Александра Автаева.
Через полчаса барин вернулся посмотреть и оценить работу.
- Хорошо сделал, – похвалил он крестьянина за работу и дал ему 3 рубля. Для того времени 3 рубля – это были очень большие деньги.
- У меня нет сдачи, барин… - грустно сказал Василий Забелин.
- И не надо! – весело ответил барин и пошел прочь.
Семейная легенда говорит, что этим барином был сам Великий князь Михаил Александрович Романов - брат Императора Николая II. Накупил Василий подарков для домашних и на радостях подался домой. Между тем эта легенда осталась в истории семьи лишь легендой - никаких документальных подтверждений её не существует.
Однако дальше всего в восстановлении семейной истории удалось продвинуться по роду деда по матери, Анатолия Старикова.
Анатолий Стариков приехал на Урал из Кирова в 1950 году – поступать в Горный институт. Родился же в 1930 году в деревне Поляны Юрьянского района — в семейном архиве сохранилось свидетельство о его рождении.
– Никаких трудностей с поездкой для поступления в вуз дед не испытал: как видно, желающей учиться молодёжи дорога была открыта, – поясняет Автаев.
Александр перебирает старые пожелтевшие фотографии, которые удалось сохранить родственникам. Вот прадед – Алексей Иванович Стариков.
Со снимка смотрит на нас бравый красноармеец. В 1926 году он прошёл Школу командиров Рабоче-Крестьянской Красной армии в Полоцке, о чём сохранились свидетельство и адрес с подписями и печатью. «Вы принимаете на себя величайшую ответственность перед Рабоче-Крестьянским правительством; Ваш выпуск совпадает по времени с усилением зарубежной вражды и усилением военной опасности Союзу трудящихся», – говорится в одном из документов.
А родился Алексей Иванович в 1903 году в деревне Старичонки Орловского уезда Вятской губернии — об этом нашлась запись в метрической книге Преображенской церкви соседнего села Великая Река. В 1922 году, после революции, он с братьями перебрался в Вятку — работать на кожевенном заводе.
По семейным рассказам, был могуч, – враз поднимал и переносил по две-три шкуры. Женился уже после командирских курсов. И когда пошли дети, работал в районном финотделе.
А нянчиться с детьми к нему в Вятку из деревни приехала мать — Екатерина Абрамовна. Прапрабабушка Екатерина Абрамовна вместе с мужем Иваном Моисеевичем родили 9 детей, и 6 из них дожили до старости уже в новом времени.
– Многие факты из жизни семьи удалось восстановить только по фотокарточкам, – говорит Автаев. – Хорошо, что прежде их всегда подписывали с оборотной стороны.
Понимая важность таких подписей, Александр все современные фотографии теперь, во-первых, непременно печатает, а во-вторых, снабжает письменными объяснениями. Переснял карточки предков у родственников и составил целый исторический фотоальбом родословной — настоящая ценность для последующих поколений.
Рассматриваю этот альбом, вижу переснятое военное удостоверение: в 1941 году Алексей Стариков был призван в армию. Окончил стрелковую школу, служил в 581-м отдельном стрелковом батальоне, а с июля 1942 года его переправили охранять военные аэродромы.
– В запас прадеда уволили в 1943-м, когда он был контужен и ранен, – рассказывает Александр Автаев.
Между тем
Родня по всей России
Сейчас потомки Стариковых живут в разных местах страны: от Екатеринбурга до Санкт-Петербурга. Разъезжались в XX веке учиться в вузах, строить заводы и поднимать сельское хозяйство. И никто из большого рода Стариковых не пострадал от ГУЛАГа, так что мнение, будто репрессии коснулись каждой советской семьи, опровергает этот факт. Есть родня у Стариковых и в Москве, и в Ставрополе. Только в родной Вятке — ныне Кирове — их уже не осталось. Когда составитель родословной приезжает работать с архивами в Киров, то селится в гостинице. Самую ценную информацию о своём роде он узнал, изучая архивные документы.
Сейчас поколенная роспись Стариковых на склеенных листах офисной бумаги не умещается на письменном столе, а начинается она с черносошного крестьянина Гаврилы Старикова, родившегося в 1680 году в деревне Деньгинской (по-местному, Старичонки) Орловского уезда Вятской губернии.
Опубликовано в №23 от 08.02.2019 под заголовком «Из всей семьи Стариковых никто не пострадал от ГУЛАГа»