Безопасность железных дорог – наша работа

: Николай Поликарпов
Фото: предоставлено пресс-службой СвЖД

Чтобы попасть на железнодорожный вокзал в столице Среднего Урала, теперь нужно пройти процедуру досмотра. Многие связывают это нововведение с прошедшим в этом году в нашей стране чемпионатом мира по футболу. Но это не совсем так. Решение об усилении мер безопасности на объектах транспортной инфраструктуры было принято задолго до мундиаля. Ключевую роль в новой системе играют подразделения ведомственной охраны. Сегодня у нас в гостях директор филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Свердловской железной дороге Дмитрий Козачкин.

– Дмитрий Петрович, первый вопрос о том, что больше всего волнует простых людей. Как организован процесс досмотра на вокзале?

– В рамках реконструкции вокзального комплекса Екатеринбурга были построены специальные досмотровые павильоны, по периметру здания установлено ограждение. Войти на вокзал (как из города, так и от прибывающих поездов) теперь можно только через зоны досмотра. Процедура примерно такая же, как в аэропорту. Пассажир должен выложить багаж и ручную кладь на ленту интроскопа (рентгеновская установка. – Прим. ред.) и пройти через рамку металлодетектора.

После этого он попадает в так называемую «стерильную» зону – зону транспортной безопасности. Обычно процедура занимает считанные секунды, но всё-таки, планируя поездку, на вокзал лучше приезжать чуть раньше.

Дмитрий Козачкин, директор филиала ФГП ВО ЖДТ России на Свердловской железной дороге. Фото: предоставлено пресс-службой СвЖД

– Какие функции при этом выполняют работники ведомственной охраны?

– На объекте мы работаем в тесном взаимодействии с другими структурами. В первую очередь с транспортной полицией, подразделениями РЖД. Если выясняется, что гражданин пытается пронести в зону транспортной безопасности запрещённый предмет, наши работники совместно с сотрудниками транспортной полиции проводят более тщательный досмотр. Также сформированы две группы быстрого реагирования. Всего на вокзале Екатеринбурга одновременно задействовано более 30 наших работников.

– Предпринимались ли попытки пронести запрещённые предметы в зону транспортной безопасности на вокзале Екатеринбурга?

— Да, такие прецеденты были. Подробностей я по понятным причинам раскрыть не могу. Зачастую люди просто не были знакомы с действующими правилами, но были и намеренные провокации. В частности, граждане пытались пронести холодное, огнестрельное, травматическое оружие и другие запрещённые предметы.

– Как система работала во время проведения в Екатеринбурге матчей чемпионата мира по футболу? Удалось справиться с поставленными задачами?

– Да, столь масштабное международное событие стало для новой системы транспортной безопасности на вокзале своеобразным «стресс-тестом». Возросший пассажиропоток, большое количество иностранных гостей, высокая ответственность. Помимо собственно вокзала мы работали на остановочных пунктах в черте города, в частности, в аэропорту Кольцово. Наши работники сопровождали электропоезда «Ласточка».

В этот период специализированные оперативные группы ведомственной охраны также обеспечивали безопасность на участках железной дороги в 50- километровой зоне вокруг Екатеринбурга. Осуществлялось тесное взаимодействие с правоохранительными органами, другими силовыми структурами.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что мы успешно выполнили все поставленные задачи и заслужили за свою работу высокую оценку со стороны соответствующих государственных органов.

– Работники ведомственной охраны филиала на Свердловской железной дороге выполняют функции сил транспортной безопасности только на вокзале Екатеринбурга?

– Нет, помимо Екатеринбурга, мы работаем ещё на 8 пассажирских объектах. Кроме того, подразделения ведомственной охраны обеспечивают защиту центров управления движением поездов на ряде ключевых станций СвЖД.

Не стоит забывать и ещё об одном важном направлении работы – наше предприятие проводит обучение и аттестацию сотрудников транспортной безопасности. Для этого у нас есть необходимые лицензии, опыт и материально-техническая база. В частности, у нас есть специализированный учебный центр в Екатеринбурге.

– Дмитрий Петрович, как функционал, возложенный на ведомственную охрану во исполнение федерального закона «О транспортной безопасности», повлиял на специфику, структуру деятельности предприятия?

– Ведомственная охрана железнодорожного транспорта является преемницей военизированной охраны Министерства путей сообщения. В этом году нашей структуре исполнится 97 лет, и возложенные на наше предприятие государством функции транспортной безопасности – это, безусловно, новый этап развития, но и высокая ответственность, серьёзный вызов на перспективу.

При этом нельзя сказать, что мы бросили на эту задачу все силы и занимаемся теперь только обеспечением транспортной безопасности. Продолжают успешно развиваться и наши «традиционные» направления: охрана объектов, сопровождение грузов, обеспечение пожарной безопасности на инфраструктуре железных дорог. Мы по-прежнему являемся неотъемлемым элементом системы железнодорожного транспорта в России, обеспечивающим её безопасность и надёжное функционирование.