Она есть в доме каждого россиянина. Там может не быть йогуртов, морепродуктов или фруктов, но картошка неизменно занимает своё место в семейном меню. Два дня в нашем регионе проходила выставка «Всероссийский день картофельного поля», на которой обсуждали не только селекцию и переработку картофеля, но и проблемы отрасли.
Вы когда-нибудь видели картофельные поля, простирающиеся до горизонта? Если нет, то вам в окрестности села Кочневское Белоярского городского округа. Именно там работает агрокомбинат «Белореченский», где о «втором хлебе» знают всё. В прошлом году в хозяйстве открылся один из самых современных селекционно-семеноводческих центров в стране – «Уральский картофель».
Сегодня в стране доля иностранных семян составляет до 80–90 процентов, и государство ставит задачу производителям переходить на отечественные сорта картофеля.
– Сейчас в основном мы закупаем импортные семена, – рассказал генеральный директор агрокомбината «Белореченский» Александр Кожевников. – Поэтому при сборе урожая используем и комбайны, и ручную сборку, которая остаётся самым бережным способом сбора урожая. Почему? Во-первых, есть поставки картофеля сразу с поля, в сетку — это важно для продажи на закладку. И, во-вторых, вручную мы собираем элитные и суперэлитные сорта. Не скрою, они стоят очень дорого, и при размножении нужно собирать и мелкий, и крупный картофель. Бросать его в поля нельзя, а комбайны настроены только под определённые размеры клубня.
Гендиректор агрокомбината считает, что российское картофелеводство ждёт переход на отечественные сорта, потому что появляются молодые селекционеры и новые разработки. Но это в любом случае процесс небыстрый. Для того чтобы наработать объёмы – увеличить количество того, что нужно садить, – требуется 5–8 лет.
За несколько месяцев до выставки на полях появились учёные с лопатами. Но не голодные археологи, а селекционеры – представители ведущих селекционных станций России, Германии и Голландии высадили на белоярских полях свои сорта. Теперь, при стечении солидной публики, они приехали изучать и рекламировать получившийся урожай. По словам и.о. начальника филиала Госсорткомиссии по Свердловской области Марины Мальцевой, всего на Белоярском государственном сортоиспытательном участке в этом году исследуют более сорока сортов (за некоторыми тут наблюдают с 90-х годов — это единственная подобная площадка по овощным культурам на всю область).
Руководитель агроотдела компании «Норика-Славия» Александр Сухов на выставке рассказал сразу о нескольких перспективных сортах, привыкавших этим летом к Уралу. Компания – «дочка» немецкой корпорации «Норика», выросшей из Института картофеля ГДР. Там в своё время был выведен популярнейший сорт «Гала», а сейчас «Норика Славия» разводит семенной картофель на островах в дельте реки Северная Двина в Архангельской области.
– По моим личным наблюдениям, иностранного, прежде всего египетского, картофеля на прилавках магазинов становится меньше — его всё настойчивее замещают производители из южных регионов России, – рассказал «Облгазете» Александр Сухов. – А в целом картофелеводство идёт к укрупнению — мелкие производители объединяются, а люди на своих приусадебных площадках и в огородах всё меньше садят «второй хлеб», предпочитая его покупать. В целом потребление картофеля в мире снижается – у потребителя появляется всё больше возможностей для покупки тех продуктов, которые он не мог себе позволить или вообще не знал об их существовании.
Одним из спикеров выставки стал директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России Пётр Чекмарёв, который в последние годы часто поднимал проблемы картофелеводства на федеральном уровне. По мнению Чекмарёва, с которым были солидарны большинство экспертов, основные трудности в стране связаны со снижением производства картофеля в личных подсобных хозяйствах, импортом семенного картофеля и низкой обеспеченностью страны овощехранилищами. Из-за последних двух факторов мы получаем парадоксальную ситуацию: Россия продолжает занимать одно из ведущих мест в мире по производству картофеля, но ест продукцию из-за «бугра». И дело тут в том, что львиная доля поставок связана с торговыми сетями, которым выгоднее затариваться в Израиле или Египте, чем у условного комбината на Кубани или на Урале. Отечественные урожаи просто не успевают дойти до потребителя к весне и лету, сгнивая в старых овощехранилищах или отправляясь на корм скоту.
Об этом много говорили в кулуарах и между грядок Дня картофельного поля. Там нашлось место и обсуждению санкций-контрсанкций, которые пока не слишком помогли индустрии. Отечественным селекционерам не удаётся навязать достойную конкуренцию зарубежным коллегам, чьи семена пока лучше и по качеству, и по урожайности. А значит, для того чтобы на прилавках сетевых супермаркетов или магазинчиков за углом вы покупали уральскую, а не египетскую картошку, нужно ударно трудиться по всем фронтам. И здесь производителям не стоит надеяться на быструю отдачу, прибыль или некие реверансы со стороны простого покупателя из-за маркировки «Выращено в России». Ему, честно говоря, практически неважно происхождение товара, когда речь идёт о кошельке. Остальное – дело вкуса.