Что такое гериатрия, чем она отличается от геронтологии и какую помощь будут оказывать пожилым уральцам – об этом мы поговорили с Еленой СЫЧКИНОЙ, заведующей гериатрическим отделением Свердловского областного клинического госпиталя для ветеранов войн, который является учебной базой для подготовки будущих врачей-гериатров.
– Елена Анатольевна, в чём разница между геронтологией и гериатрией?
– Геронтология – это наука о старении и способах борьбы с ним, а гериатрия – это практическое знание, нацеленное на оказание медицинской и психологической помощи людям старшего поколения. В лечении пациентов детского, среднего и старческого возраста всегда были и остаются существенные различия. По сравнению с обычным терапевтом врач-гериатр обладает дополнительными знаниями об особенностях анатомии и физиологии пожилых людей, которые помогают ему найти минимальное количество средств для лечения, чтобы исключить так называемую полипрагмазию – одновременное назначение множества лекарственных средств.
Часто бывает так, что пожилой пациент проходит по поликлинике – и ему терапевт четыре таблетки назначит, потом эндокринолог ещё две, лор что-то выпишет и невролог какой-нибудь препарат порекомендует: так может набраться куча таблеток, да и записаться к каждому из этих докторов по отдельности не так просто. Поэтому задача врача-гериатра как раз и заключается в том, чтобы выделить наиболее значимые на данный момент патологические состояния и назначить терапию.
– Первое в нашем регионе гериатрическое отделение открылось именно в госпитале ветеранов войн. Почему выбрали вас?
– У нас накоплен большой опыт общения с пациентами преклонного возраста, их лечения и оказания им помощи по различным направлениям. Специализированное отделение для пожилых появилось в госпитале семь месяцев назад. В год мы можем принять 900 человек на 40 коек, среднее время пребывания в отделении составляет 14 дней. Пациенты лечатся не только у терапевтов и неврологов, но и у хирургов: к слову сказать, у нас оперируют людей старше 90 лет. Также на базе госпиталя проводится обучение по специальности «гериатрия» врачей из Екатеринбурга и области, которые после получения медицинского сертификата уезжают в родные города и уже там лечат пациентов. Но поскольку сейчас гериатры есть не везде, терапевты на местах направляют пожилых людей к нам. Дальше мы отбираем их для лечения в отделении. После того как пациент к нам поступил, его осматривает врач-гериатр, он формулирует предварительный диагноз-заключение и оформляет медкарту, по которой пациент будет проходить комплексное лечение. Дополнительно его осматривают психолог и врач ЛФК, которые назначают необходимые занятия и процедуры. Затем составляется лечебная программа и план реабилитации пациента. К нам могут попасть не только льготные категории граждан, но и вообще любые пожилые люди.
– Как организована гериатрическая помощь в госпитале?
– Сейчас в отделении три врача-гериатра. Кроме того, с пациентами работают психолог, врач и инструктор по лечебной физкультуре, физиотерапевт и специалист социальной службы. В отделении также открыта школа ухода за пациентами для их родственников. Мы проводим занятия один раз в две недели по вечерам. Они включают групповые и индивидуальные беседы о взаимодействии с людьми пожилого возраста. При уходе за ними есть несколько особенностей.
Во-первых, это безопасная среда. Одна из важных проблем старшего поколения – падения. Причём человеку достаточно упасть с высоты собственного роста, чтобы получить тяжёлые травмы, требующие оперативного лечения или же ещё более усиленного ухода за ним, если он неоперабельный. Чтобы это предотвратить, мебель в квартире должна стоять неплотно, острые углы и натянутые провода исключены, ковры должны быть с противоскользящими наклейками, вещи должны быть в лёгкой доступности, в ванной обязательны поручни для подъёма. Второй момент – это пациенты с когнитивными нарушениями и снижением интеллекта, которые могут уйти из дома и потеряться. Таким людям бесполезно что-то объяснять, ругать их, обижаться, нужно всё обезопасить в квартире – доступ к газу, воде и электричеству должен быть защищён. Дверь должна быть такой, чтобы человек не мог выйти на улицу без постороннего сопровождения. Или если он вышел, чтобы при нём была какая-нибудь записка или бейдж на одежде с личной информацией и телефоном родственников, к кому можно обратиться, если он вдруг потеряется. Желательно указать там же болезнь человека, от которой он страдает. И третье – это общение с пожилыми пациентами. Они всё равно специфические люди: со сниженным фоном настроения, где-то капризные и обидчивые. А самое главное – это максимально социализировать пожилых людей: чем больше они будут общаться с детьми, внуками, близкими и друзьями, тем дольше и интереснее будет их жизнь.