Генпрокурор Юрий Чайка провёл в Екатеринбурге совещание по защите прав инвесторов

: Станислав Богомолов
Генпркурору Юрию Чайке (слева) и министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову всегда есть что обсудить, даже сидя в президиуме. Фото: Павел Ворожцов

Генеральная прокуратура уже обращалась к этой теме, первое совещание прошло 21 февраля этого года в Туле. В пятницу в Екатеринбург приехали обсудить проблемы защиты прав инвесторов и предпринимателей прокуроры и бизнес-омбудсмены Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов. 

В Туле совещание прошло ровно, а в Екатеринбурге такого уже быть не могло: после трагедии в Кемерово эта тема так или иначе звучала во многих докладах. Ведь что там произошло? Хозяин «Зимней вишни» — типичный инвестор и предприниматель. В 2015 году в ТЦ пришли с проверкой и вынесли пару замечаний вроде того, что не пронумерованы огнетушители. В 2016 году пришёл с плановой проверкой инспектор пожарного надзора, а ему предъявляют бумагу из Кемеровостата, что ООО «Зимняя вишня» относится к малым предприятиям и плановой проверке не подлежит. Таков закон. Инспектор развернулся и ушёл. 19 марта вышла из строя пожарная сигнализация, а от её сработки автоматически открываются все двери, включается система пожаротушения. Никто не шелохнулся — и случилось то, что случилось.

Сейчас всем поставлена задача обеспечить рывок в экономическом и социальном развитии страны, а без малого бизнеса, предпринимателей и инвесторов этого не сделать. Как отметил Юрий Чайка, только малый бизнес даёт 20 процентов валового национального продукта. Предприниматели жалуются на бесконечные проверки, которые мешают нормально работать. Но и не проверять их нельзя, как показывает трагедия в Кемерово. Как найти разумный баланс — об этом, собственно, и шёл разговор на совещании. И если суммировать выступления Юрия Чайки, его первого заместителя Александра Буксмана, полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Игоря Холманских, губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, бизнес-омбудсмена при Президенте РФ Бориса Титова, прокуроров и омбудсменов с мест, то можно составить некоторый перечень проблем, которые отрицательно влияют на инвестиционный климат:

Справедливости ради нужно отметить, что прокуратура активно вмешивается и защищает права инвесторов. Ежегодно отклоняется примерно треть заявок на проведение внеплановых проверок. В прошлом году было выявлено 170 тысяч нарушений в контрольно-надзорной деятельности, к дисциплинарной ответственности привлечено 24 тысячи особо ретивых должностных лиц, к административной — четыре тысячи. В суды было направлено 2,2 тысячи исков в защиту прав предпринимателей.

Масштабы проблемы очевидны. И тут надо рассказать об одном интересном законопроекте, который разработан в Открытом правительстве и уже рассмотрен в первом чтении в Госдуме. Министр РФ Михаил Абызов рассказал корреспонденту «Областной газеты», что уже больше года правительство в рамках имеющихся компетенций реализует реформу контрольно-надзорной деятельности. Цели реформы определены: снижение смертности и административной нагрузки на бизнес.

С момента запуска реформы уже удалось по многим направлениям изменить эту крайне неэффективную, устаревшую систему и заложить основы нового, умного, прозрачного госконтроля, который способен обеспечить безопасность людей.

Поэтому малое это предприятие, среднее или большое, если оно представляет высокий уровень риска, то в его отношении плановые проверки являются обязательным инструментом. И наоборот, неважно, какого размера предприятие, если оно не представляет потенциальной угрозы, надо его в принципе освободить от плановых проверок. В этом и есть суть предлагаемого риск-ориентированного подхода. 

У нас всего лишь 5–10 процентов всех малых предприятий представляют высокий и средний уровень риска, а значит, окончание надзорных каникул, которое должно произойти в соответствии с законом в 2018 году, и переход на риск-ориентированный подход не приведёт к повышению административной нагрузки на бизнес, но обеспечит более высокий уровень безопасности. Сейчас в год у нас погибает примерно 85 тысяч человек, и мириться с этим нельзя.