В субботу, 24 марта 2018 года, в Екатеринбурге с высокой долей вероятности состоится историческое для города событие – будет снесена недостроенная телебашня, которая несколько десятилетий была архитектурной доминантой столицы Урала.
Много недоброй памяти оставили по себе 1990-е годы. И людям, пережившим то смутное время, забыть его не дают не только тяжёлые личные воспоминания, но и вполне осязаемые материальные свидетельства тех лет…
Екатеринбуржцам и гостям столицы Урала о эпохе развала нашей государственности вот уже почти 30 лет «весомо, грубо, зримо» напоминает самый знаменитый недострой города – бетонная телебашня. Вернее, то, что могло стать ею (а заодно и новым монументальным украшением нашего прекрасного города), если бы ещё на несколько лет продлились времена «совка» и «застоя».
Какой красивой и завораживающей могла быть эта конструкция, представлено на публикуемых нами фотографиях трёх башен-сестёр. В Литве и Эстонии строительство телебашен успели профинансировать из бюджета СССР до развала единого государства, а на Среднем Урале – нет.
Конечно, все мы надеялись, что пережив смутные времена, дождёмся возрождения стройки и увидим новую телебашню во всей её красе. Но годы шли, металл арматуры и закреплённых внутри сооружения стальных тросов-растяжек всё более старел и ржавел, а вдобавок ко всему – менялись телекоммуникационные технологии. В результате сегодня, как справедливо заметил губернатор области Евгений Куйвашев, использовать недостроенную телебашню по прямому назначению уже бессмысленно, а по-другому – невозможно.
Даже консервирование этого недостроя (задайся мы целью сохранить его в качестве привычного ориентира) потребует огромных финансовых вложений. Понятно, что вложения эти никогда не окупятся, а значит, инвесторов на такую авантюру не найдётся. Стало быть, придётся тратить деньги областного бюджета, вынимая их из реальных программ.
В XXI веке Россия постепенно избавляется от символов «90-летней» разрухи – пусть медленно, но зато неумолимо. Всё реже можно встретить в наших городах и сёлах заброшенные корпуса заводских цехов, развалины животноводческих ферм, остовы овощных теплиц колхозов…
Например, в Екатеринбурге в начале 2000-х годов на улице Свердлова достроили, наконец, более двух десятилетий мозолившую глаза горожан мрачную многоэтажную коробку здания, которое начали возводить во времена СССР под гостиницу «Турист». Тогда же, в середине нулевых, снесли развалины брошенных в 1990-е заводских цехов, которые примыкали к городскому зоопарку. Теперь дошла очередь и до телебашни…
Попрощаемся с этим памятником временам бесхозяйственности без печали. Как распрощались мы с самой эпохой безответственных решений, слепого копирования навязывавшихся нам чужих образцов общественного устройства и столь же слепой веры во всемогущество рыночных реформ.
В начале 80-х, когда начиналось строительство свердловской башни, официально называемой РТПС (радиотелевизионная передающая станция), на неё возлагались большие надежды. Благодаря ей теле- и радиосигнал должен был покрыть территорию всей Свердловской области. Добавлял оптимизма тот факт, что позитивный опыт строительства и эксплуатации подобных объектов уже был – к моменту принятия решения о начале возведения грандиозного сооружения в столице Урала аналогичные телебашни успешно функционировали в Таллине и Вильнюсе.
Согласно проекту, высота будущей свердловской «стрелы» должна была составить 361 метр, из которых 220 метров – бетонная часть и 141 метр – металлическая антенна. На высоте 188 метров должен был располагаться ресторан, а далее – телевизионное оборудование. В общем, практически полный аналог Останкинской телебашни. Правда, в полтора раза ниже.
Решение о строительстве башни, которую назвали «Каменный цветок», горисполком Свердловска принял в 1983 году. А сама стройка началась летом следующего года. После подготовки основания 220-метровую бетонную «стрелу» строители возвели всего за год. А потом к работе приступил трест «Уралстальконструкция», в задачу которого входило монтирование сооружений внутри и на построенном бетонном каркасе.
Перебои с финансированием начались в 1987 году. Активное строительство прекратилось спустя два года. А в 91-м деньги закончились совсем…
Попытка реанимировать стройку предпринималась в 1993 году. Пришло финансирование из Москвы, и специалисты «Уралстальконструкции» изготовили 135 тонн монтажных приспособлений, собрали вновь – уже почти из металлолома – шахты лифтов и… деньги вновь перестали поступать! Сотни тонн металлоконструкций просто остались валяться возле недостроенной вышки.
В 90-е властям дела до уникального недостроя не было – башня жила своей жизнью. Её облюбовали искатели приключений всех возрастов. Одни просто поднимались на её вершину ради любопытства и в погоне за адреналином. Другие прыгали с неё (с парашютом и без). Официальной статистики смертельных падений с недостроя никто никогда не вёл, но, по разным данным, с жизнью здесь попрощались от 11 до 40 экстремалов.
Про легендарный недострой у цирка сняты несколько фильмов. В 1999 году Телевизионное агентство Урала даже получило высшую телевизионную премию «Тэфи» за фильм «Экстремальная башня».
В 2003 году башню отдали ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС). Спустя несколько лет даже вроде бы появлялся какой-то инвестор, но финансовый кризис подбил все благие намерения на взлёте. Представители РТРС же заявили, что им достраивать башню нецелесообразно и очень дорого.
4 апреля 2013 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал специальное постановление, позволявшее исключить недостроенную екатеринбургскую телебашню из перечня стратегических объектов. Благодаря этому РТРС получила возможность передать ненужный объект в собственность Свердловской области. Недостроенную телебашню у РТРС власти региона выкупили за 500 миллионов рублей.
Новые хозяева честно пытались найти инвестора для башни и даже проводили конкурс проектов, но, увы, дальше слов и красивых картинок дело не сдвинулось. Примерно год назад стала появляться информация, что территория вокруг башни приглянулась Уральской горно-металлургической компании. В середине 2017 года Заксобрание региона дало добро на отчуждение недостроенной телебашни и земельного участка под ней в пользу АО «Ледовая арена» («дочки» УГМК) под строительство ледовой арены. В свою очередь, область получила 40 процентов в АО «Ледовая арена».
Активная фаза работ по подготовке к сносу недостроя проходила в течение всего февраля и марта. В субботу башня должна превратиться в пыль.
По тому же проекту, по которому возводился уральский недострой, в СССР были построены ещё три телебашни. Точнее, в СССР были построены две – в Вильнюсе и Таллине, а третья – в Баку – была только начата. Но – в отличие от Екатеринбурга – её в 90-е годы расконсервировали и достроили.