Повелители роботов

: Лариса Хайдаршина
Вениамин Бобаков, Даниил Байдерин и Александр Исаков — победители чемпионата «Робокап» в Таиланде. Фото: Алексей Кунилов

Победа Александра Исакова, Даниила Байдерина и Вениамина Бобакова из Екатеринбурга стала первой у российских школьников за всю 21-летнюю историю существования фестиваля «Робокап». Летом мальчишки впервые из россиян стали призёрами чемпионата по робототехнике в Японии — тогда они заняли третье место. Сейчас они прилетели из Таиланда с золотом и уже планируют, какие роботы конструировать дальше и с кем соревноваться в следующий раз.

Герои чемпионата в таиландском Бангкоке — скромные роботы Феликс и Арнольд. Пока создатели им не велят, стоят себе тихо — не заметишь. Груда металла, ни дать ни взять. Но только нажимаешь волшебную кнопочку — и вперёд, поехали танцевать и веселиться. И ногами, и руками машут — как люди. Чемпионы собрали своих Феликса и Арнольда в Доме детского творчества Октябрьского района — на одной из 50 площадок инженерной школы Свердловского областного Дворца молодёжи. Руководит работой мальчишек инженер-электронщик по образованию, а по призванию — педагог и тренер Леонид Байдерин.

Роботы Феликс и Арнольд - мировые чемпионы. Фото: Алексей Кунилов

Он занимается робототехникой и программированием с детьми в Октябрьском Доме детского творчества третий год — говорит, пришёл преподавать почти случайно, но работа так увлекла, что хобби стало делом жизни. Сейчас Леонид Байдерин — судья федерального уровня, судит мировые чемпионаты по робототехнике.

Танцевальный баттл с роботами

В фестивале «Робокап», где екатеринбуржцы стали чемпионами, состязались 150 команд из стран Азиатско-Тихоокеанского региона — сильнейших в мире по развитию инженерной мысли. 15 команд представляли Россию — из Москвы, Красноярска, Санкт-Петербурга… Но абсолютное первое место по итогам трёх этапов заняла лишь одна из них — из Екатеринбурга.

— Мальчикам потребовалось не только в совершенстве владеть знаниями о том, какие программистские решения заложены в Феликсе и Арнольде, но и говорить по-английски, — поясняет Леонид Байдерин. — На втором этапе все команды проходили интервью по робототехнике — попробуй разбери, а потом и ответь, если ничего не понимаешь. Так что перед поездкой детям пришлось усиленно заниматься английским языком.

Особенно зрелищное выступление оказалось на третьем, заключительном этапе. Это было шоу с роботами — судьи оценивали, как роботы двигаются и могут ли взаимодействовать с людьми.

— Мальчики показали противостояние людей и машин: как искусственный интеллект перехватывает начинание людей и в чём-то их даже опережает, — рассказывает Байдерин. — Танцевальный баттл людей и роботов поразил всех, тем более, что по сюжету в финале победила дружба.

Робот подчиняется воображению

— Мне больше всего понравился дополнительный этап соревнований, когда нашу команду объединили с командой Таиланда, и мы вместе программировали роботов для игры в тай-боксинг, — делится впечатлениями самый младший участник чемпионской команды Александр Исаков, ученик шестого класса гимназии №35 Екатеринбурга. — Мы познакомились с тайскими мальчишками, узнали об их национальном спорте — тай-боксинге и смогли хорошенько попрактиковаться в английском.

Шестиклассник Александр Исаков из гимназии №35 Екатеринбурга. Фото: Алексей Кунилов

Строить роботов для Саши Исакова — любимое увлечение. Но школа, по его мнению, всё равно стоит на первом месте. А ещё он плавает в спорткомплексе «Урал» — между прочим, серьёзно — пять раз в неделю. Правда, в плавании никогда не становился чемпионом — в отличие от робототехники. А инженерным делом он занят уже шестой год.

— Больше всего мне нравится собирать роботов, а вот программирование я ещё не очень хорошо освоил, — самокритичен Саша. — Знаете, как здорово, когда робот подчиняется моему воображению! Что я придумаю — то он и сделает.

Семиклассник Даниил Байдерин из лицея №130 Екатеринбурга. Фото: Алексей Кунилов

Другие повелители роботов — семиклассник Даниил Байдерин из лицея №130 и восьмиклассник Вениамин Бобаков из гимназии №40 Екатеринбурга — сейчас активно навёрстывают пропущенную учёбу. В школе учителям не очень-то нравится, что ученики так много занятий пропустили во второй четверти. Надо оценки за четверть выставлять — а отметок-то нет! Вроде и парни умные, но столько недель на соревнованиях… Родители обещают: пропущенный материал дети выучат и одноклассников непременно догонят. И в третьей четверти никуда не поедут. Правильно, к новым соревнованиям надо других роботов придумывать, конструировать и писать для них программы. На это, конечно, требуется немало времени.

Восьмиклассник Вениамин Бобаков из гимназии №40 Екатеринбурга. Фото: Алексей Кунилов

— Для детей занятия техническим творчеством — мощный импульс к дальнейшей жизни, — убеждён Леонид Байдерин. — Занимаясь любимым делом, достигая в нём хороших результатов, ребёнок растёт в обстановке реализации, при этом развивая техническое и творческое мышление.

Кстати

В программе «Уральской инженерной школы», которую реализует Дворец молодёжи, участвуют 37 муниципалитетов Свердловской области, в них работают 50 площадок (прежде такие назывались Станциями детского технического творчества).В секциях и кружках этих площадок занимаются около 20 тысяч детей от 6 до 17 лет. Они соревнуются в научно-технических конкурсах и фестивалях — «Hello, Robot» и областном фестивале изобретений, робототехники и инженерных технологий «ТехноРегион».