Егор Меньшиков, музыкант, художник, выпускник Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра:
— Октябрьская революция 1917 года ознаменовалась выдающимся подъёмом русской культуры. Поначалу многие деятели искусства с воодушевлением восприняли это явление, а первые годы советской власти прошли под флагом творческой свободы: именно на этот период пришёлся расцвет таких направлений русской живописи, как авангард, кубизм, экспрессионизм.
Благодаря расширению социальных связей и всеобщему образованию стёрлась грань между элитарным и массовым, дворянским и крестьянским. Вся живопись, как и музыка, архитектура, литература стали советскими. Самыми важными видами искусства признавались кино и цирк как наиболее зрелищные и массовые.
Однако со смертью Ленина от былого разнообразия не осталось и следа. Единственно правильным художественным методом был объявлен социалистический реализм, и впервые в российской истории госзаказ на произведения искусства стал тотальным. Инакомыслие пресекалось на корню: соцреализм прививали с художественной школы, продолжали в училищах и институтах. Если художник не рисовал советскую действительность, а изображал абстракции, в которых сотрудникам НКВД мерещились портреты вождей пролетариата, ему в лучшем случае не давали заказов и не принимали в творческий Союз художников.
На смену «буржуазным» натюрмортам и пасторальным пейзажам пришли портреты рабочих и монументальные полотна ударных строек. Иконопись как вид классического русского искусства вообще исчезла из советского художественного поля, её удалось сохранить для потомков лишь благодаря труду энтузиастов-реставраторов. Художники того времени изображали светлое и красочное настоящее и будущее, но за великолепными фасадами скрывалась гулаговская реальность.
С началом «оттепели» русское искусство вернуло себе былое величие. Знаменитый спор Никиты Хрущёва с нашим земляком Эрнстом Неизвестным в московском Манеже дал зелёный свет подлинной живописи, которая без прикрас изображала проблемы советского общества. Искусство стало противопоставляться тоталитарному режиму и впервые за многие десятилетия перешло в оппозицию к государству. Однако в 1974 году гайки снова закрутили: из СССР выслали целую плеяду знаменитых деятелей культуры и искусства, в том числе и Эрнста Неизвестного.
А потом пришла перестройка и сделала подпольное искусство достоянием гласности. Советские символы заняли прочное место в зарубежном изобразительном искусстве — Ленин, Красная площадь, шапка-ушанка и надпись «СССР» стали любимыми образами художников при описании любого тоталитарного режима. Этот художественный маскарад низвёл наше советское прошлое до уровня комикса, в котором даже нет героев. Печально, что нынешнее российское общество всё чаще соответствует этим примитивным трафаретам.