В четверг, 14 декабря, главной темой заседания регионального правительства стала уборка снега. Управлению автодорог и подрядчикам досталось от губернатора и ГИБДД за плохую очистку трасс. Из-за транспортного коллапса во время первого декабрьского снегопада потерять свою должность может заместитель ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» Олег Мелехов.
Как доложил министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василий Старков, в октябре-ноябре 2017 года в адрес подрядчиков было направлено 158 заданий по ликвидации неудовлетворительных дорожных условий и недостатков зимнего содержания дорог, а также выписано штрафов на сумму более 4 млн рублей.
— Везде ли хватает техники? — уточнил глава региона Евгений Куйвашев, который вёл заседание.
— Везде хватает — нужен контроль за её своевременным выходом и перебазировкой, — признался министр. Он пояснил, что, например, по нормативу на уборку дорог регионального значения нужно 823 машины, а в реальности их 1262.
— Может, имеет смысл увеличить штрафные санкции? — продолжил губернатор.
— Штрафы и так большие — это серьёзный мотиватор. Некоторые подрядные организации пытаются отбиться в судах, но те пока на нашей стороне, — заверил Василий Старков.
С резкой критикой владельцев дорог и подрядчиков также выступил глава свердловской ГИБДД Юрий Дёмин. По его данным, с 8 по 10 декабря, когда пошёл снег, произошло более 400 дорожно-транспортных происшествий с ущербом и пострадавшими. Погибли 10 человек, среди которых один ребёнок, ранены 50 — в том числе пятеро детей.
— Более суток с начала снегопада на большинстве региональных дорог (Екатеринбург—Первоуральск, Ольховка—Двуреченск, Арамиль—Андреевка, Ревда—Дегтярск—Курганово, Кировград—Лёвиха, Невьянск—Реж—Артёмовский—Килачевское) снегоуборка не производилась вообще, — констатировал Юрий Дёмин. — Руководство управления автомобильных дорог фактически отстранилось от координации действий по устранению последствий снегопада. И это повторяется из года в год.
Он напомнил, что 10 декабря, когда прошло более суток после начала снегопада, ГИБДД была вынуждена ограничить движение пассажирского транспорта по дороге Ревда—Дегтярск—Курганово, так как на ней образовался снежный накат, а на обочинах были снежные валы.
— Каждый год мы прибегаем к этой мере, — негодовал представитель дорожной полиции. — Вынуждены были поднять Василия Владимировича (Старкова. — Прим. «ОГ»), он вмешался, и через 14 часов всё привели в порядок и запустили общественный транспорт. Управление автомобильных дорог наступает на одни и те же грабли — по Полевскому тракту в прошлом году была такая же ситуация. Есть там заместитель такой — Мелехов, которого не могут выгнать с управления, чтобы он поехал на дорогу и проконтролировал. А если он приезжает, то ничего не меняется, и Василий Владимирович вынужден сам приезжать и реагировать.
— Что за специалист такой? — поинтересовался Куйвашев. — Он незаменимый?
— Мероприятие по ротации уже предусмотрено — выговор второй, в прошлом году был за Полевской тракт. Вялая позиция, — прокомментировал министр.
Критика также звучала в адрес «Свердловскавтодора». Предприятие является крупнейшим генподрядчиком по зимнему содержанию трасс — у него есть госконтракты на уборку примерно на 60 процентов дорог регионального значения, а также участки федеральных трасс. Проблема в том, что на федеральные дороги техника должна выходить в первую очередь, а в это время срываются работы по уборке региональных трасс. Министр заверил участников совещания, что выходом из ситуации является отладка организации процесса.
На заседании с докладом выступил также глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб. Он рассказал, что городские власти вместе с ГИБДД прорабатывают возможность перехода уральской столицы на круглосуточный вывоз снега. Точную дату начала эксперимента пока не обозначили.
— Сейчас основные работы проводятся ночью. Хотя и в это время нам мешают припаркованные автомобили, несмотря на то, что технику сопровождают экипажи ГИБДД. Сейчас переговорили с Юрием Алексеевичем (Дёминым. — Прим. «ОГ»), попробуем и днём убирать. Но вероятно, что будут жалобы на ограничения транспортного потока. Но в Москве работают и днём, и ночью — и никого не спрашивают. Если будет получаться, будем переходить на круглосуточный режим уборки и вывоза снега, — сказал сити-менеджер.
— Если снегопад приходится на день, то к ночи снег превращается в снежный накат. Ночью последствия приходится устранять более серьёзными усилиями, — подтвердил глава областной ГИБДД.
Сейчас Екатеринбург убирают 320 единиц техники, находящейся в распоряжении дорожно-эксплуатационных участков, и ещё 82 машины подрядчиков. В новом году мэрия планирует закупить ещё 66 единиц техники, как только получит деньги от регионального минтранса.