Изабелла Огоновская, председатель Ассоциации преподавателей права Свердловской области, доцент СУНЦ УрФУ, кандидат исторических наук:
— Историческая память — особенный феномен, ибо состоит из наших представлений, мнений о прошлом, передающихся от поколения к поколению, а также из искусственно сконструированных стереотипов в угоду политической конъюнктуре. Многие десятилетия наши представления о событиях столетней давности формировались под влиянием фильмов «Октябрь» Эйзенштейна и «Ленин в Октябре» Ромма, художественных полотен Владимирова, Бродского, Герасимова и других мастеров культуры. Мы искренне сопереживали героям стихотворения Михалкова «В музее В.И. Ленина»: «Мы видим город Петроград в семнадцатом году: бежит матрос, бежит солдат, стреляют на ходу…», верили в то, что был залп «Авроры» и штурм Зимнего дворца.
На одной из встреч с одноклассниками мои подруги вспомнили стихотворение, сочиненное мною в четвёртом классе к конкурсу чтецов:
Ленин — великий вождь.Ленин — простой человек.Ленин был другом всем.Прославим его навек.Ленин любил детей, О счастье для них мечтал.Настал этот радостный день —Свергли злой капитал.
Да, десятилетний ребёнок знал про «злой капитал» и даже что-то про него понимал. Вероятно, сказывалась система воспитания и образования, которой нет сегодня…
И всё же Октябрьская революция стала величайшей трагедией, в ходе которой большевики стремились построить мир, в котором «кто был ничем, тот станет всем». Люди из низов, получившие возможность учиться, достигшие высоких чинов и званий, приветствовали эту революцию, несмотря на заплаченную за неё цену.
Так, моя бабушка, которая в тяжелейшие для страны 1937–1949 годы заведовала районным отделом образования в Полевском, тоже прошла «чистку» 1937 года и относилась к Сталину как к выдающемуся руководителю страны. Отец же, под барабанный бой исключённый из пионеров как сын «врага народа» и не принятый из-за этого же в авиационный институт, считал Сталина преступником. Так что смысл Гражданской войны я поняла ещё в детстве из споров двух близких людей по поводу «вождя народов».
И были, были несомненные плюсы в советском времени. В нашей семье было восемь детей, и все мы получили достойное образование: у пятерых высшее, а двое стали кандидатами наук. Сегодня можно вспомнить и то, чего я в детстве стыдилась: бесплатные обеды в школе и одежда, обучение в музыкальной школе за символическую цену.
Как историк, я понимаю, что общество, в котором мы жили в советское время, было далеко от запланированных идеалов. Но кажется, что мы чересчур застряли в прошлом, вспоминая и подкармливая обиды на ту власть и далёкую от нас революцию.