Владислав Валерианович КЛИМОВ, инженер-электрик, патентовед, ныне — на пенсии, г. Новоуральск:
— Продолжу тему, которую в своём монологе только затронул В. Бочко («ОГ» за 13.10.2017), — о рабфаках как форме подготовки рабочих и крестьян для поступления в вузы. Это стало возможным только благодаря революции. Хорошо знаю эту тему на примере жизни моего отца-рабфаковца.
Большевики проявили удивительную изобретательность, придумав рабфаки и тем самым закрыв брешь в кадровой проблеме, которую сами же и создали в 1917-м, вынудив бежать за границу представителей интеллигенции — инженеров и учёных.
Законодательно оформил систему рабфаков декрет СНК РСФСР «О рабочих факультетах» 1920 года. На рабфаки принимались «рабочие и крестьяне, делегированные профсоюзами, фабрично-заводскими комитетами, партийными отделами работы в деревне, волостными, уездными и губернскими исполкомами». Обучение на дневном отделении рабфака было приравнено к работе на производстве; слушатели обеспечивались стипендиями. Уже в 1925/26 учебном году численность студентов-рабфаковцев составляла примерно 40 процентов от общего числа студентов вузов.
С ростом числа получивших общее среднее образование рабфаки теряли своё значение, и дневная форма их со временем была упразднена; осталась только вечерняя. Но в любом случае создание рабфаков в вузах позволило решить острую кадровую проблему в период индустриализации страны.
Мой отец, Климов Валериан Кенсаринович, с 1920 по 1925 год работал на первой городской электростанции «Луч» (ученик слесаря, молотобоец, котлочист, смазчик, электромонтёр, дежурный по щиту), затем был переведён на строительство новой городской электростанции на ВИЗе — СГЭС им. Рыкова. А в 1930 году он закончил вечерние подготовительные курсы на Верх-Исетском заводе, что давало право для приёма во ВТУЗ без вступительных экзаменов. Так, Климов В.К. стал студентом рабфака в Уральском индустриальном институте им. С.М. Кирова…
Нам, потомкам первых рабфаковцев, тоже довелось прибегнуть к тем формам обучения в вузах, что появились на базе ещё первых рабфаков. Я, например, прошёл практически через все формы обучения, существовавшие при социализме: дневной техникум (1953 г.), вечернее отделение МИФИ (1961 г.), заочный патентный институт (1976 г.), Университет технического прогресса.
Каждую из «корочек» приходилось зарабатывать, проходя полный курс обучения по программе. Сегодня мы сталкиваемся с примерами, когда «корочки» просто можно купить вплоть до диплома кандидата наук. Думаю, и со мной наверняка согласятся многие, партия и правительство СССР создали эффективную систему непрерывного повышения уровня общего и профессионального образования для трудящихся. И, что особенно важно, система была бесплатной, а значит — доступной и честной.