Дмитрий Чегодаев, врач-невролог, научный сотрудник лаборатории мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ:
— Октябрьская социалистическая революция 1917 года для русской медицины событие более чем значимое. Но стоит ли его считать толчком к развитию или же, наоборот, камнем преткновения на пути прогресса — вопрос спорный. Хотя бы потому, что как сами Октябрьские события, так и последующий период Гражданской войны не лучшим образом сказались на организации здравоохранения и состоянии фармацевтической промышленности.
Это время ознаменовалось разгулом эпидемий холеры, брюшного и сыпного тифов. Немалая часть врачей, составлявших прослойку несогласной с новым режимом интеллигенции, растворилась в горниле революции — ликвидация, заключение, вынужденная эмиграция — что ещё больше усугубило и без того имевшуюся нехватку квалифицированных кадров. В совокупности эти факторы привели к значительному откату (на годы!) русской медицины. А сформулированные после 1917 года принципы организации и развития медицины воплотились только в 30–40-х годах.
Сейчас можно долго перечислять достоинства советской медицины и высоких её деятелей. Однако многие основополагающие принципы здравоохранения той эпохи, в частности, принцип доступности медицинской помощи (как территориальной, так и экономической), были сформулированы и начали выполняться ещё при самодержавии. Тем не менее во многих областях царской России до Октября сохранялся возмездный («за совет и лекарство») вариант медпомощи.
Поэтому несомненным достижением советской медицины следует считать её «бесплатность» и мощное развитие профилактики. Что вряд ли было бы возможно в таком объёме без 1917 года.
Главным качеством, заложенным в фундамент нового здравоохранения, стала человечность, которая в полной мере могла реализоваться лишь в рамках устойчивой идеологии социального равенства.
Но именно человечность сегодня так стремительно теряет наше общество. И теперь мы можем наглядно оценить её альтернативу. Понятие «медицинской помощи» всё чаще заменяет «медицинская услуга», усиливается потребительское отношение в здравоохранении. Формализация подходов, усиление интенсивности труда медицинских работников — в этих условиях становится всё меньше места простому человеческому отношению. Нужен ли вообще гуманизм современной медицине? Этот вопрос стоит сейчас очень остро.
Гиппократу приписывают слова: «Если есть несколько врачей, из которых один лечит травами, другой ножом, а третий — словом, прежде всего, обратись к тому, кто лечит словом». Выдающийся русский врач В.М. Бехтерев говорил: «Если больному не стало легче после разговора с врачом, значит, это плохой врач». Сейчас этим догмам в медицине становится тесно.