Михаил Пятков, полковник в отставке, 89 лет, Екатеринбург:
— Почему-то многие люди в этой рубрике говорят о том, как же тяжело было в годы Великой Отечественной войны, и совсем не говорят про 1917 год. Разве это правильно? Я помню 40-е годы, да это был ужас и война, это всегда тяжело, страшно и голодно, но не революция же развязала войну.
Мне 89 лет, и в моём детстве, в юности мне рассказывали о том, что было при царской власти. Никто никаких иллюзий не питал. Люди тогда жили несправедливо и, по сути, терять-то им было нечего, поэтому и приняли новую власть и захотели идти с ней дальше. После октября 1917 года люди стали строить новое общество. Конечно, возникли ошибки и трудности. Но! То общество, которое строили после революции, было, по сути, уникальным, и примеров, ориентиров даже близко не было. Вполне логично, что возникли ошибки, просчёты, но в целом — Октябрьская революция оказалась благом.
Я вырос в деревне в Иркутской области. За свою жизнь я смог получить два высших образования, работал на хороших должностях. И если бы не было советской власти, так бы и жил я в этой глухой деревушке и не было бы ничего в моей жизни. Один мой односельчанин впоследствии руководил заводом, другой стал ректором университета. Появилась возможность жить полной жизнью, к чему-то стремиться, что-то делать. Люди обрели самостоятельность. Было ли такое при царе?
А промышленность? Я много читал про Первую мировую войну. Военачальник Алексей Брусилов рассказывал, как экономически страна не была готова к войне. Как банально не хватало снарядов и оружия. Экономика после Октябрьской революции совершила настоящий рывок. Это был не прирост в несколько жалких процентов, а настоящий прогресс. Такого рывка мы потом уже не видели, и никогда, наверное, не увидим.
Что потеряла Россия в 1917 году? Людей, которые погибли в неразберихе первых лет. Но это революция. Она не делается в белых перчатках. Ни одна революция (ни во Франции, ни в Англии) не прошла без кровопролития. Но люди, которые стояли у руля власти, пытались вести страну к достойной жизни, и, мне кажется, им это удалось. В 1945 году закончилась война, и вот что я скажу: с 1950 по 1990 год в стране была лучшая власть, и родилась она именно в 1917 году. Но построение нового общества — это сложный процесс, и смотреть на это нужно философски, а не рассуждать лишь в банальных категориях: хорошо или плохо.