Валерий Амиров, доцент факультета журналистики Уральского федерального университета:
— Многие поздравляли меня в эти дни со столетием Великой Октябрьской социалистической революции. Поздравлял с этим красным днём календаря и я, хотя де-факто 7 ноября давно уже самый обычный рабочий день.
Тем не менее самое время вспомнить, чем была для страны и для каждого из нас революция. Хотя бы потому, что большое видится, как писал революционный поэт Есенин, на расстоянии. Мы уже более четверти века живём без Октября, но каждый день слышим о том, что надо продолжать каяться за дедов и прадедов.
Надо ли каяться — это, как говорится, большой вопрос. Ещё больший вопрос: нужно ли продолжать слушать тех, кто навязывает нам и нашим детям с экранов телевизоров комплекс исторической неполноценности? Была ли дореволюционная Россия и в самом деле той страной, о потере которой нам нужно было бы и сегодня сожалеть? Мы вернулись в капитализм, но стало ли после этого триумфального возвращения больше справедливости и честности, стало ли у простых людей больше возможностей? Стало ли в конечном счёте больше свободы?
Часть из этих вопросов носят риторический характер. Ясно одно: Октябрь — историческая дата, которая по-прежнему скорее разделяет нас, чем объединяет. И было бы слишком наивно думать, что непонимание объясняется возрастом — в последние годы всё больше молодёжи соглашается с фактом многозначности результатов революции.
Молодёжь получает в массе своей высшее образование за немалые деньги, да и школьное образование можно только очень приблизительно считать бесплатным. А получив диплом, молодые гуманитарии, естественники, а часто и инженеры сталкиваются с необходимостью длительного поиска работы. Между тем социализм, подвергавшийся в последние десятилетия осмеянию, гарантировал и бесплатное образование, и работу, и даже получение совершенно дармового жилья. Работы имелось так много, что объявлениями «требуется» были обклеены проходные практически всех заводов. Бесплатные или оплачиваемые по символической цене путёвки на курорты семьям прилагались к тому, что сейчас назвали бы «соцпакетом».
Я первый в своём роду получил диплом о высшем образовании. Мать — из крестьян, отец — служащий первичного звена. Они не заплатили за мою учёбу ни копейки. А когда после военного вуза меня отправили служить на Урал, то уже через несколько месяцев вручили ключи от первой в жизни квартиры. Возможно ли было бы такое в той, дореволюционной России? Нет, невозможно. Социализм не был идеальным строем, но он был честнее нынешнего. Крушение строя, доставшегося нам от Великой Октябрьской социалистической революции, не привело к главному — к тому, чтобы в центре государства стояли интересы человека.
Каяться за Октябрь — значит признать вину за Магнитку, Днепрогэс, Уралмаш, другие великие стройки и за свои счастливые детство и юность. Лично я — не готов…