Илья Захаров, председатель Избирательной комиссии Екатеринбурга, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права УрГЮУ:
— К сожалению, я не знаю моих предков, которые воочию видели и пережили Октябрьскую революцию, но, думаю, события 1917 года прямо отразились и на последующих поколениях, наложив свой отпечаток на все сферы нашей жизни и страны.
Вопрос о том, что потеряла и что приобрела Россия в результате тех неоднозначных и смешанных событий, имеет множество ответов. На мой взгляд, мы утратили многое, но самое трагичное из этого — миллионы людей, погибших вместе с той культурной и великой Россией, какой она была в царское время. Теперь мы можем увидеть её только в документальном кино и в телепередачах о той эпохе.
И хотя в СССР активно развивались литература, искусство и театр, ставшие доступными для широкой аудитории и поднявшие её культурный уровень, после всё это пошло на спад. И сегодня мы, увы, так и не вернулись к прежним показателям.
К слову, утратилось и качество современного образования. Мои бабушки и дедушки воспитывались уже в советское время, но хоть они и были разных социальных статусов, это не стало для них преградой к получению достойного образования. То поколение имело значительную поддержку от государства, поэтому они достойно прожили жизнь, родив детей, воспитав их и дав им всё лучшее из возможного.
Однако и дореволюционное поколение нельзя назвать неграмотным, несмотря на ограниченный доступ к образованию. То поколение обладало многими другими положительными нравственными качествами, сила и значение которых ослабевают в нынешнем обществе.
Да, долгое время после революции люди терпели различные лишения. Но всё это в совокупности с войнами, кровавым террором и другими трагическими событиями сделало наш народ лишь патриотичнее и сильнее, объединив его.
Именно патриотизм, на мой взгляд, стал важнейшим приобретением Октябрьской революции. И Великая Отечественная война, когда люди, не раздумывая, отдавали свои жизни за свободу нашей Родины и всех её жителей, лишь доказывает это.
Думаю, то, что случилось в 1917-м, всё равно рано или поздно коснулось бы России, в корне изменив её строй и систему. Любой переворот — всегда шок для общества, дающийся нелегко и приводящий не к одним положительным изменениям, что доказывает та же попытка августовского переворота 1991 года. Но если бы власти умели переходить к цивилизованным методам, то и последствия были бы всегда другими.
Многое из того, что было достигнуто за 100 прошедших лет, мы вновь успели потерять, а что-то, наоборот, восстановить. Но прошлое нельзя изменить, а с нашим непредсказуемым будущим остаётся только учиться на его ошибках, чтобы не допустить новых промахов и трагедий.