В 2015 году в Нижнетагильский поисковый отряд «Соболь» обратился турист-велосипедист и сообщил, что в районе горы Старик-Камень он наткнулся на обломки самолёта, похоже, времён войны.
Летом того же года два отряда — «Соболь» из Нижнего Тагила и «Держава» из Невьянска — отправились в поиск. Место, где упал самолёт, довольно глухое — скалы, лес, нет ни дорог, ни тропинок.
На месте крушения самолёта были обнаружены два двигателя с номерами, шасси, фрагменты обшивки, гильзы от сигнальной ракетницы, а также инструменты, пуговицы, монеты 1939 года и… фрагменты человеческих останков.
В ходе архивного поиска по номерам на двигателях удалось установить марку самолёта — оказалось, это советский самолёт Ли-2. Но ни в архивах регионального Управления ФСБ, ни в Центральном архиве Министерства обороны дополнительных данных по разбившемуся самолёту не оказалось.
В мае 2017 года разведке поискового отряда «Держава» посчастливилось обнаружить на камне под мхом орден Ленина. И история с разбившимся самолётом сразу обрела другие очертания. По номеру в отделе наград администрации Президента РФ установили, что он принадлежит легендарному директору Воронежского авиазавода № 18 Матвею Борисовичу Шенкману. Именно здесь первыми наладили производство штурмовиков Ил-2, его ещё называли «летающим танком». Удалось даже найти аварийный акт на это крушение, который оказался в… Минэкономразвития РФ.
Согласно нему, заводской самолёт вылетел из Куйбышева утром 12 мая 1942 года, хотя заявка на полёт была на 13 мая. Последний выход на связь с заводом состоялся близ Красноуфимска, где была хорошая погода. А ближе к Нижнему Тагилу она испортилась, облачность была на высоте 30–50 метров, а самолёт шёл на высоте 700 метров. Высота горы Шайтан — 748 метров. В неё и врезался самолёт. Лётчик пытался избежать крушения набором высоты и виражом направо, но не удалось. Кроме Шенкмана, которого буквально разорвало на куски, в самолёте был ещё и замглавного инженера Львов, его тело нашли в 50 метрах от обломков самолёта. Неудивительно, что всё это засекретили, потому и не могли ничего найти в архивах. Местная диспетчерская служба даже не знала, что в её зоне кто-то летит.
— У нас ещё очень много вопросов по этой аварии, — рассказала «ОГ» руководитель поискового отряда «Соболь» Александра Ванюкова. — В акте указано, что составлена схема расположения трупов с фотографиями, но в архивном деле этого нет. Есть сомнения: а забирали ли вообще тела и кто же похоронен в Самаре? В этом году мы выедем на место крушения 22 августа уже сборным отрядом, к нам присоединятся поисковики из Верхней Салды, Самары и Кургана. Будем искать останки, поднимать детали. А вот двигатели вытащить пока не представляется возможным. У отдела наград есть намерение вручить орден родственникам Шенкмана, его жена и дочь вскоре после войны уехали в Израиль, и пока никого найти не удалось…
Приведём только один эпизод из жизни Матвея Шенкмана. Сталин был очень недоволен темпами производства штурмовиков (один самолёт в сутки) и отправил телеграмму Шенкману с советом не испытывать терпение Ставки Верховного командования. Другой бы спрятал эту телеграмму подальше в сейф и никому не показывал. А Шенкман распорядился распечатать её, и такую своеобразную листовку вручали каждому на проходной. Через неделю стали выпускать по три самолёта в сутки…