Последние 25 лет стали временем извлечения плохих уроков из хорошей истории советского кино

Михаил ЧУРБАНОВ, директор Свердловской киностудии:

— Я думаю, что после революции в 1917 году российский кинематограф много потерял и откатился назад. Главная потеря — возможность создать «российский Голливуд» в Крыму, хотя все необходимые условия для этого были, и российский кинопродюсер Александр Ханжонков именно в 1917 году основал Ялтинскую киностудию.

В начале XX века Россия переживала подъём в авиастроении, был мощный научно-технический прогресс. В искусстве тоже всё развивалось стремительными темпами. Накануне революции, в 1912–1915 годах, произошёл серьёзный скачок: количество выпускаемых фильмов возросло со 100 до 600 фильмов в год. Но в результате событий 1917 года всё изменилось. Даже страна стала меньше. Конечно, для развития кинематографа было бы хорошо, чтобы в составе нашего государства остались и Польша, и Финляндия, и все те территории, которые нам исконно принадлежали. Но самое главное — на 70 с лишним лет поменялись принципы экономики, а в кино именно предпринимательство, инициатива и интуиция продюсеров создают основной вектор развития.

Дальше были разные моменты: и взлёты, и падения. Но в целом, я убеждён, мы откатились назад. Мне могут возразить, приводя в пример шедевры. Например, «Белое солнце пустыни» и другие картины, снятые Экспериментальным творческим объединением «Мосфильма». Но как раз в этом объединении на 10 лет в 60–70-е годы прошлого века частично была возрождена определённая продюсерская свобода, она и приносила результаты.

С другой стороны, внутренняя лидерская позиция страны в целом позволяет даже в кардинально сложных условиях делать прорывные вещи. Поэтому «немытая Россия» создавала то, что другим странам было не под силу, и весь мир пользуется плодами великой культуры. Особенно, Голливуд, который во многом был создан выходцами из России.

Последние 25 лет стали временем извлечения плохих уроков из хорошей истории советского кино. Сегодня все пытаются конкурировать в технологиях, хотя они со временем перестанут быть чем-то из ряда вон выходящим, и забывают о главном. Необходимо возродить умение рассказывать фундаментальные истории. Продолжая ориентироваться на американские фильмы для подростков, мы это умение окончательно утеряем.

Сейчас, по прошествии 100 лет, самое время оглянуться назад и, взяв всё лучшее из нашего кино XX века, ответить на глобальные вызовы века XXI. Мы можем сформировать в мире новые духовные и этические ценности через кино. И внутри страны мы все нуждаемся в педагогике: дети, взрослые, так называемые элиты, которые должны взять на себя ответственность за всё то, что происходит в стране. И это поможет сделать кино.