Везде можно искать и находить что-то хорошее, но в революции этого ничего нет

Репродукция плаката неизвестного художника «Интернационал. Кто был ничем, тот станет всем»

Борис Шапиро, заслуженный деятель искусств РФ, режиссёр, оператор документального и игрового кино:

— Моя точка зрения, скорее всего, не всеми будет принята, но я считаю, что революция ничего хорошего не принесла. Прошло сто лет, и в этом году мы должны ещё раз вспомнить важную вещь: революция расколола нацию и уничтожила лучших людей. А кто уцелел — навсегда покинул страну. Везде можно искать и находить что-то хорошее, но в революции этого ничего нет. И для меня никогда не будет.

Только подумайте, что последствия 1917 года растянулись на десятки лет вперёд. Гражданская война, Большой террор, а потом в послевоенное время была крупная антисемитская кампания. Мой отец, военный политрук, раненный на войне, в то время каждую ночь ждал, что за ним придут. Ждал ареста. Что в этом хорошего?

Революция 1917 года — это большая, огромная ошибка. Перед Первой мировой войной Россия была одной из самых экономически развитых стран в мире и набирала темпы развития, но революция отбросила нас назад. Назад на много лет. Хотя какая это революция? На самом деле — просто переворот.

Но самое для меня важное — это обманутые люди. Массе простых людей большевики дали много обещаний, но выполнили мало. А «замечательные» лозунги так ни к чему и не привели. Хотя фраза «Кто был ничем, тот станет всем» вполне оправдала себя. Действительно, много появилось людей, кто ничего из себя не представлял. А лучшие умы не имели никакой возможности повлиять не ситуацию.

Что же тогда Россия обрела после 1917-го? Можно подумать, к примеру, бесплатное образование и медицину. С одной стороны, это так. Но однажды я снимал известного экономиста Рубена Аганбегяна, который сказал такую фразу: «В мире товарно-денежных отношений ничего бесплатного быть не может. Если одному дают, значит, у другого забирают». Так и есть.

Правда, стоит отметить, что после революции, во время сталинского режима, появилась строгая цензура. В хорошем смысле этого слова. Тогда творили по-настоящему сильные личности — Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Яков Протазанов, Всеволод Пудовкин и другие. Кстати, я уверен (и не только я), что полное отсутствие цензуры порой губительно для искусства. Например, сейчас на нас с экранов сыпется такая «чернуха», что диву даёшься, как такое можно снимать?