Участник Великой Отечественной войны, кавалер двух орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны, награждённый 23 медалями, подполковник в отставке Александр Иванович Виноградов 31 июля получил поздравление с вековым юбилеем от Президента РФ Владимира Путина. Красивую дату ветеран встретил в добром здравии и хорошем настроении – в кругу родных и друзей.
Саша Виноградов был последним, девятым ребёнком в семье костромского мастера лесообработки и крестьянки. Родила его мать в поле, и назавтра вышла на работу, что в начале века было делом обыденным. Младшенького сына и братика все баловали, и самый вкусный кусок – ему. Мальчонку даже прозвали «Сашка-сметана». Но работать по хозяйству он начал, как и все, с восьми лет – дел в крестьянской семье хватало всем.
После школы трудился десятником и финансистом в немецком акционерном обществе. Вспоминает, что на большой коллектив было всего три руководителя, а предприятие работало чётко и с хорошей прибылью. Александр за пределы своей волости не выезжал до самого призыва в армию – только тогда в Горьком впервые увидел трамвай и автобус и был поражён тем, что люди передвигаются в черте города на таком транспорте – деревенские всегда и везде перемещались либо пешком, либо на лошади.
На службу в армию в тридцатые годы прошлого столетия призывали в 21 год. Виноградов попал под целевой призыв «Дадим стране 100 тысяч лётчиков» и был направлен в лётное училище на Дальний Восток, где готовили стрелков-мотористов и стрелков-радистов. Учились курсанты с рвением, им было к чему стремиться – имена Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой, совершивших беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, не сходили со страниц газет. Когда лётчицы ехали обратно из Комсомольска-на-Амуре, курсанты на перроне станции Серышево приветствовали героинь – это был незабываемый момент. После окончания училища юноша был направлен в 43-ю отдельную тяжёлую бомбардировочную эскадрилью. Ему довелось летать на уникальном тяжёлом бомбардировщике ТБ-3, который называли самолётом-гигантом.
– В нашей эскадрилье было 12 самолётов ТБ-3, – рассказывает Александр Иванович. – Самолёт весил 17 тонн, а двигатели по 750 лошадиных сил были слабоваты для него. Экипаж – 11 человек. Даже опытные лётчики были в замешательстве, когда садились в кабину – она возвышалась над землёй на четыре метра. Толщина крыльев у фюзеляжа превышала полтора метра.
– В 1941 году я решил поступать в военно-воздушную академию, – вспоминает Виноградов. – Экзамены проходили в Хабаровске, но я завалил русский язык. 21 июня, в субботу, вернулся в часть. В расположении полка находились несколько техников и дежурный офицер. Вечером объявили тревогу. Полк стоял в Хабаровске, а запасной аэродром, на случай войны – в двадцати километрах. Мы должны были срочно перелетать, а лётчиков нет. Дежурный офицер взял нас двоих в помощь и начал перегонять самолёты по одному. Туда летим, обратно едем на дежурной машине – перегнали шесть самолётов к утру. Техники тем временем рубили ивняк, маскировали самолёты – работа не из лёгких, самолёт-то огромный. С того дня я полгода от самолёта не отходил, как механик-стрелок я должен был обороняться в случае налёта. Вырыли землянки, там и жили.
В начале войны все ждали отправки на фронт, но приказ ехать на запад был дан десантникам, а лётчикам, как в песне – «в другую сторону́» – на восток, под Комсомольск-на-Амуре. В 1942 года полку было поручено важное государственное задание – прокладка прямой связи между Москвой и Америкой. На самолёты грузили пятисоткилограммовые бухты кабеля в бомболюки и совершали вылеты в районы между Якутском и Магаданом. Внизу жгли костры – туда и выбрасывали груз.
– Когда началась война с японскими милитаристами, меня назначили в передовую группу, шли с войсками, которые должны были захватить аэродром в Цзямусы в Маньчжурии, а мы – подготовить его к приёму наших самолётов, – рассказывает ветеран. – По пути захватили завод по производству алкоголя – зашли в цех, а там по колено водки, но ни у кого даже не возникло желания выпить. В одном из боёв меня контузило, ранило ноги, голову, выбило зубы. После медсанбата – снова в бой.
Когда добрались-таки до японского аэродрома, то не увидели ни людей, ни самолётов. Аэродром нас поразил: железобетонные капониры для самолётов, закрывались они створками метровой толщины, кругом всё электрифицировано. Наши специалисты сказали, что разрушить самолёт в таком укрытии может только прямое попадание 250-килограммовой бомбы. Вскоре прилетел командующий 10-й воздушной армией генерал-лейтенант Павел Жигарев. Командарм в тот же день вручил мне орден Красной Звезды, сказал коротко: «За проявленное мужество».
На Дальнем Востоке Виноградов встретил свою любовь. Его жена, Александра Фёдоровна, в составе хирургической группы прошла всю войну, а после была направлена на восток страны. Вскоре супруг поступил в Рижское военно-воздушное училище штурманов. Служил в Германии, Ленинградской и Архангельской областях.
После увольнения в запас семья поселилась в Свердловске, и Александр Иванович более 30 лет проработал в различных строительных организациях. Более 10 лет он трудился рядом с Борисом Николаевичем Ельциным и даже написал ему характеристику для вступления в КПСС. Ветеран вспоминает, что Ельцин, в своих неизменных сапогах, приходил на объект раньше всех и уходил последним. Отметив огромное трудолюбие и организаторский талант, Александр Иванович, как человек прямой и принципиальный, написал, что Ельцин порой бывает груб, самолюбив. Надо сказать, что будущий президент на коллегу не обиделся, и у них сохранились деловые и товарищеские отношения.
Когда мы заговорили с ветераном об умении до глубокой старости сохранять живой интерес к происходящему, ясность ума, бодрость духа, хорошую физическую форму, Александр Иванович подчеркнул, что нужно беречь то, что заложено природой: «В нашей семье все трудились до седьмого пота. Родители имели большое хозяйство – еда была здоровой, и все сыты. Не принято было сквернословить, кривить душой, обманывать. Я никогда не брал в рот водку и не курил, а фронтовые 100 грамм обменивал на шоколад. Мама с папой были глубоко верующими. Эта вера даже во времена безверия жила в душе каждого из нас. Считаю, что родители дали нам крепкий жизненный стержень, может, поэтому в нашем роду много долгожителей. Мама, братья и сёстры прожили более 90 лет, только папа и одна из сестёр покинули этот мир в возрасте за 80. Рекорд пока держится за бабушкой, которая дожила до 104 лет. Очень надеюсь, что долгий век уготован и моим двум дочерям, внуку и двум правнукам».