Наши читатели часто обращаются в редакцию с просьбой дать совет правового характера, обратить внимание на нарушителей закона, разобраться в сложном юридическом вопросе. «ОГ» совместно с прокуратурой Свердловской области ведёт рубрику «Вопрос прокурору».
В последнее время в новостях часто видим сюжеты, так или иначе связанные со скорой помощью. То врачей побьют или не пропустят автомобиль, то они волоком тащат больного к машине. Регулируется ли каким-то законом деятельность скорой помощи?
Виктор РАСТОРГУЕВ, г. Среднеуральск.
Отвечает старший помощник прокурора Свердловской области по правовому обеспечению Вероника ГУРЫШЕВА:
– Конечно, всё, что связано с оказанием скорой медицинской помощи, регулируется федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, утверждённым приказом № 388н Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 года. Вот основные положения, которыми руководствуются сотрудники скорой помощи.
В первую очередь она оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, и совершенно бесплатно.
Обращение граждан в оперативный отдел «03» и вызов бригады скорой медицинской помощи автоматически означает согласие граждан на медицинское вмешательство.
Вызовы скорой помощи делятся на экстренные (на такие вызовы бригада должна приезжать в течение 20 минут) и неотложные, когда медики направляются к пациенту при первой возможности.
Тот, кто вызывает скорую, обязан чётко и точно ответить на все вопросы диспетчера «03», чтобы помощь действительно оказалась скорой.
Поводами для вызова являются внезапные острые заболевания, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу для жизни. Это может быть потеря сознания, затруднённое дыхание, сильный болевой синдром, травмы с повреждением внутренних органов, термические и химические ожоги – всё, что представляет угрозу для жизни.
Поводом для вызова в неотложной форме могут быть внезапные острые заболевания или обострения хронических заболеваний, требующие срочного медицинского вмешательства, но без явных признаков угрозы для жизни.
Вызовы, например, из-за повышения артериального давления без угрозы для жизни, или повышение температуры до 37,5–38 градусов, просьбы «послушать лёгкие» и «посмотреть горло» не относятся к неотложным и тем более к экстренным. Бригады не выезжают к больным, способным самостоятельно обратиться в поликлинику.
Вызов считается принятым, если диспетчер, получив ответы на заданные вопросы, скажет: «Ваш вызов принят». Если диспетчер считает, что выезжать нет надобности, он переключает звонок на старшего врача смены, который должен дать совет – что нужно сделать сейчас и куда обратиться за помощью.
Действия бригады могут быть обжалованы при несвоевременном оказании помощи, неправильном диагнозе, отказе от выезда, некомпетентности врача или халатности, грубом обращении с больным. С жалобой можно обратиться при наличии полиса ОМС в свою страховую компанию. Если откажут, нужно обратиться в территориальный фонд ОМС. Если жалоба довольно серьёзная (например, халатность медиков, которая привела к ухудшению здоровья пациента или даже к его смерти), нужно обращаться в Росздравнадзор, или в органы внутренних дел, или в прокуратуру.
Но и виновные в преднамеренно необоснованном вызове бригады, сообщившие заведомо ложные данные, допустившие хулиганские действия, привлекаются к административной или уголовной ответственности.
В первом выпуске рубрики мы отвечали на вопрос Как стать присяжным заседателем?