Лишь 25 процентов выпускников техникумов и колледжей соответствуют профессиональным стандартам. При этом четверть работодателей испытывают проблемы с привлечением квалифицированных кадров. Такие результаты дали исследования, проведённые Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей (СОСПП). Правда, с ними не согласны руководители средних профессиональных заведений, которые готовят кадры нашим предприятиям.
Если социологический опрос среди руководителей предприятий, входящих в СОСПП, проходит каждый год и нынешний показал, что острота кадровой проблемы для предпринимателей несколько снизилась, то тест на соответствие выпускников профессиональному стандарту провели впервые. Для этого проэкзаменовали выпускников двух средних профессиональных учреждений — одно из Екатеринбурга, другое — из Нижнего Тагила. И результат, как признаются сами устроители экзамена на соответствие выпускников профстандартам, не стал для них откровением.
— Результат лишь ещё раз подтвердил то, что звучало не раз: образовательные программы и образовательные процессы нужно максимально приближать к потребностям рынка труда, — считает вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Татьяна Кансафарова.
Об этом же говорят и руководители кадровых служб крупных уральских предприятий.
— Нижнетагильский металлургический комбинат, как и другие промышленные предприятия, сталкивается с проблемой качества подготовки выпускников. Уровень компетенции многих не соответствует нашим требованиям, — говорит директор по персоналу ЕВРАЗ НТМК Алексей Пырин.
По словам управляющего директора Первоуральского новотрубного завода Алексея Дронова, предприятие также сталкивается с этой проблемой: трудно найти выпускников, которые могут работать со сложной и дорогой техникой. Во многом это связано с тем, что в средних профессиональных учреждениях обучение идёт на устаревшей технике.
Эту брешь в подготовке кадров крупные промышленные предприятия пытаются закрыть самостоятельно, создавая свои учебные центры. При этом многие используют и потенциал профильных учебных заведений. Тот же НТМК совместно с Нижнетагильским горно-металлургическим колледжем разрабатывает учебные программы с учётом специ-
фики и требований предприятия. Первый год отработал учебный центр на территории Северского трубного завода в Полевском. Его созданию предшествовало заключение трёхстороннего соглашения о сотрудничестве между Северским трубным заводом, Полевским многопрофильным техникумом и министерством общего и профессионального образования области. Получился хороший пример взаимодействия производственников и учебного заведения в рамках программы «Уральская инженерная школа».
Но пока таких проектов немного. И, наверное, не всегда они будут оправданы, так как получается, что корпоративная система подготовки кадров будет дублировать существующую структуру профессионального образования, в которой по области задействовано более ста учебных заведений. В этом году свердловские учреждения среднего профессионального образования выпустили около 15 тысяч специалистов. Если следовать логике исследования СОСПП, то только четверть из них можно считать таковыми?
— Это исследование не отражает реальной картины по одной простой причине, потому что около 80 процентов специальностей, по которым готовят специалистов в Российской Федерации, не имеют профстандарта, — считает директор Екатеринбургского экономико-технологического колледжа Владимир Вертиль.
По его словам, из 25 специальностей, по которым обучают студентов в колледже, профессиональные стандарты разработаны лишь по четырём.
— Как можно говорить о несоответствии выпускников тем или иным профессиональным стандартам, если их нет, если работодатели, к сожалению, не разработали профессиональные стандарты, которые обязаны были сделать, — говорит он.
Кстати, сегодня критику нашего профессионального образования можно услышать часто. На проходящем в эти дни ИННОПРОМе экс-министр финансов Алексей Кудрин заявил, что надо учить людей не знаниям, а навыкам. Или, как модно сегодня говорить, компетенциям. И тут у нас тоже противоречие с существующей системой профобразования.
— Профессия — это совокупность определённых умений. Специальность — это образование. Мы даём не только профессию, но и среднее профессиональное образование. А вот в образование работодатели как раз вкладываться и не хотят, — считает директор Уральского радиотехнического колледжа Любовь Самсонова.
С позиции производственников нынешний специалист получает слишком широкий спектр знаний, порой ненужных.
— Я встречал работодателей, которые заявляли: «А зачем выпускнику нужен иностранный язык? Ему всё равно английский не понадобится. Зачем им философия?» Позиция, конечно, ошибочная. Вы, дескать, научите их, как хлеб печь, и достаточно. А он никогда не будет хлеб печь хорошо, если не получит общего развития, — считает Владимир Вертиль.
В идеале выпускник должен обладать и необходимым набором компетенций, и широким спектром знаний. Пока наша система профобразования только на пути к этому идеалу.