«Социалистический строй потерпел сокрушительное фиаско»

Всеволод Сахновский, предприниматель:

— 1917 год… Вот и минуло 100 лет с момента, когда судьба страны резко изменилась. Стараниями сталинской пропаганды в историю намертво врезан даже конкретный день этого великого перелома — 7 ноября (25 октября по старому стилю). Споры о революции не утихают до сих пор. То, что революция была неизбежна, уверены почти все. Сошлось всё вместе — толпы озлобленных чудовищной войной солдат, обветшалая, безмозглая царская власть, так и не решённый извечный русский вопрос о земле… Действительно, «низы не хотели, а верхи не могли». Но вот дала ли революция народам России то, за что они боролись? Если прочно стоять на позиции марксизма-ленинизма, то ответ — да, конечно. Раскрепощение труда, новый путь для развития, снятие сословных ограничений, справедливое социальное государство…

Но как же быть с жертвами революции? Это тысячи людей, выброшенных из страны. Причём без средств к существованию, «в чём были», без права вернуться. Нам об этом не говорили, но оказалось, что всё это цвет и краса нации — литераторы, инженеры, врачи, георгиевские кавалеры, промышленники и предприниматели. А кроме этого — тысячи расстрелянных, замученных людей. Целыми баржами потопленные солдаты и офицеры. Разруха, голод, взятие заложников, концлагеря…

А если посмотреть на события 1917–1922 годов как на обыкновенную «русскую смуту», которая случалась в нашей истории? Или обыкновенный «русский бунт», да, «бессмысленный и беспощадный». Утопленная в крови страна, слом всех устоев, в том числе моральных и этических. И что в результате? В 1929–1930 годах у крестьян отняли данную после революции землю, а тех, кто успел подняться своим трудом, объявили кулаками и в лучшем случае сослали строить флагманы индустрии. А все остальные крестьяне стали крепостными, причём с меньшим набором прав, чем в царской России. То же самое происходит с рабочими: их положение в 30-е годы становится хуже, чем у рабочих до 1917 года. Поиск скрытых врагов с лёгкой подачи власти не уменьшился со временем, а только усиливался вплоть до 1953 года. Целые кампании репрессий, ссылки целых народов…

Если посмотреть на всю эту кровь революции, и самое главное, на то оглушительное фиаско, которое потерпел социалистический строй, невольно встаёт вопрос: действительно ли это был «передовой строй», «флагман прогресса», ну и «жить стало лучше, жить стало веселее»?