Владимир Борзов, политолог:
— Революций было две. В результате Февральской была свергнута монархия, в результате Октябрьской к власти пришли большевики, затеявшие невиданный в истории социальный эксперимент, результаты которого мы ощущаем до сих пор. Десакрализация власти привела не только к свержению царя, но и к последующему расстрелу царской семьи. В результате Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде было свергнуто Временное правительство, которое объективно не способно было принимать никаких решений. Ленин, по сути, подобрал власть, которая уже валялась на земле. Главным уроком революции для меня является тот факт, что попытка построить рай на земле под видом коммунистического общества потерпела фиаско. Нельзя добиться справедливости путём массового истребления сограждан, начавшегося в братоубийственной гражданской войне и продолженной во времена сталинского террора.
Столетие революции — это факт истории: не только страны, но и моей собственной семьи. Мой дед, выживший после газовой атаки в Первой мировой войне, был оклеветан местечковыми партийными начальниками и расстрелян в подвале тамбовского НКВД задолго до моего рождения. Уже при моей жизни он был реабилитирован в годы горбачёвской оттепели...
История в равной степени не терпит сослагательного наклонения и пропагандистских штампов. Мы знаем о революционной романтике ниспровергателей прошлого и энтузиазме строителей коммунизма. Мы помним победу в Великой Отечественной войне и полёт Юрия Гагарина в космос. Многие пропагандисты и ура-патриоты даже сейчас пытаются спекулировать на этих датах, пытаясь оправдать репрессии «эффективного менеджера» Сталина. Убеждён, мы не должны забывать многочисленные репрессии против целых народов, социальных слоёв и классов. С одной стороны, разбуженная энергия масс на стройках первых пятилеток, с другой — подавленная предпринимательская инициатива и разгромленное крестьянство. Революция и годы советской власти, согласно Александру Солженицыну, переломили хребет русскому народу.
Но, надо признать, что наша революция бесспорно оказала сильное влияние на весь мир. Многие страны, так называемого капиталистического лагеря, напуганные перспективой собственных революций, извлекли уроки. Были созданы демократические процедуры сменяемости власти и усилены социальные гарантии граждан. Объективности ради надо сказать, что в СССР миллионы людей получили невиданные ранее социальные права и возможности в сфере образования, медицины, культуры. Отказываться от этих достижений — значит выплеснуть с грязной водой и ребёнка.
И всё-таки, на мой взгляд, уроком революции 1917 года является то, что нам не нужны более социальные потрясения. Это тот вывод, который мы должны сделать вместе с остальным цивилизованным миром.