Сразу два 300-балльника в год по самым сложным предметам школьной программы — настоящее достижение для Свердловской области. Таких высших результатов в изучении технических дисциплин по всей России — не больше трёх десятков, и, как правило, это жители столиц. Костю Махнёва и Диму Рыбина — выпускников физико-математических классов СУНЦа — с удовольствием примут любые самые лучшие вузы страны.
300-балльник в СУНЦе уже был — три года назад мы рассказывали об Алексее Данилюке (см. выпуск «ОГ» от 29.06.2014). Но теперь удалось вырастить сразу двоих таких выпускников.
— Одарённости у нас встречаются не так редко, но яркого результата удаётся достичь только в случае, если этому качеству сопутствует трудолюбие. И Дима, и Костя добились успеха своим трудом, — такую оценку ученикам даёт заведующая кафедрой информатики лицея СУНЦ УрФУ Нина Гейн.
Она рассказала, что Костя начал заниматься в Школе юных математиков при матмехе университета с пятого класса — и был самым младшим слушателем: обычно сюда приходят семиклашки. Пришлось трудновато, но парень проявил упорство, и прогонять его не стали. Правда, задачи пришлись ему не по возрасту, но это ведь был его выбор…
— И мамы, — говорит Нина Гейн. — От родителей зависит много, дадут ли они возможность попасть ребёнку в среду, где он сможет развиваться согласно природным данным, или нет. Мама Кости решила — раз математика сыну нравится, раз у него получается щёлкать задачки, значит, пусть и дальше имеет с ними дело.
Как видно, это был верный выбор — в 8-й класс из обычной городской школы №202 Костя пошёл поступать в СУНЦ.
Дима Рыбин учился в родной школе №50 Нижнего Тагила до выпуска из 9 класса.
— Ещё в средних классах мне нравилась не только математика, но и физика, — признаётся Дима. — Папа меня в этом поддерживал — к физике и он неравнодушен. А в СУНЦ поступил в 10-й класс, и поступить было нетрудно.
Спрашиваю: тяжело ли было готовиться к ЕГЭ, чтобы получить 100-балльные результаты?
— Специально к ЕГЭ не готовился, — ошеломляет ответом выпускник. — Вот к олимпиадам по этим предметам готовился усиленно, это правда. А умея выполнять олимпиадные задания, трудно сдать ЕГЭ плохо.
Действительно, и Дима Рыбин, и Костя Махнёв — обладатели бронзовых медалей международных олимпиад по математике, по программированию, победители регионального этапа Всероссийской олимпиады по математике. Костя ещё и призёр заключительных этапов всероссийских олимпиад по физике и информатике. Честно говоря, весь перечень их побед в различных соревнованиях по предметам просто не уместить в материале, так их много. Трудно представить, когда мальчишки учились. Осилить столько конкурсов за один выпускной год — не шутка.
— Вот поэтому нынче во Всероссийский центр «Сириус» в Сочи они уже не поехали, некогда было, — объясняет директор лицея СУНЦ УрФУ Андрей Мартьянов. — Зато побывали в прошлом году, в 10 классе.
— В «Сириусе» было полезно, — делится впечатлениями Дима. — Удалось пообщаться с преподавателями других специализированных учебно-научных центров страны и узнать, в какой форме они дают знания.
На днях у юношей был выпускной бал: теперь перед ними открыты все пути. Дима решил — будет изучать математику в Высшей школе экономики в Москве. Костя поедет учиться в Университет ИТМО в Санкт-Петербург — тот самый, команда которого год за годом становится первой в чемпионате мира по программированию.
— Одарённость Кости Махнёва и Димы Рыбина — в феноменальном умении концентрироваться в определённом месте и времени, — считает директор лицея СУНЦ УрФУ Андрей Мартьянов. — Их участие во всероссийских и международных предметных олимпиадах позволило не только получить знания, научиться ими пользоваться, но и дало им тренировку. Во-первых, во время подготовок к олимпиадам они максимально погрузились в предмет. А во-вторых, после таких соревнований ЕГЭ не кажется слишком трудным испытанием. Мой совет — школьникам полезно участвовать в олимпиадах.
— Хорошо погрузить способного ребёнка в среду, где его интерес к предмету будет поощряться, — говорит педагог лицея СУНЦ УрФУ Нина Гейн. — Для школьников младшего возраста это могут быть летние предметные лагеря, кружки по изучению предмета. К одарённости стоит прибавить трудолюбие, а оно воспитывается сызмальства.