Ольга Поршнева, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и социальных технологий УрФУ:
— Что обрела и что утратила Россия в 1917 году? Ответ на этот вопрос всегда будет окрашен мировоззренческими и политическими предпочтениями. Долгие годы в советской науке и образовании господствовала апологетика «Великого Октября», высвечивались завоевания и достижения социализма, без глубокого анализа противоречий и потерь, сопровождавших его реализацию. В 90-е годы, напротив, возобладала другая крайность, когда на основе теории тоталитаризма советский опыт представлялся негативным, а политический строй и общество в СССР считались тоталитарными. В последние полтора десятилетия в российской исторической науке наметилась тенденция более взвешенного подхода к изучению советского прошлого. Этому способствуют и осмысление исторического опыта развития страны в постсоветский период, и накопление новых исторических данных.
В результате падения монархии в марте 1917 г., в ходе начавшейся в феврале революции, в ситуации ослабления прежней системы религиозно-нравственных норм и запретов, активизации пропаганды леворадикальных политических партий, был вызван к жизни психологический механизм эскалации ненависти низов по отношению к «классовым врагам», стимулировавший акты социального возмездия, жестокость и насилие. В условиях утверждения после февраля широких демократических свобод представления и идеалы массовых слоёв населения, крестьян и рабочих, стали определяющим фактором политического процесса, а революция переросла в широкое социальное движение, открывшее возможность для прихода к власти социалистов.
Приход большевиков к власти и их утверждение в результате победы в Гражданской войне положили начало масштабного социального проекта по преобразованию общества и человека. Что приобрела и утратила Россия (СССР) в ходе его реализации? Несомненно, большевики смогли найти опору в массовом сознании, поставив в качестве главной задачи достижение социализма как общества социальной справедливости. Несмотря на утопический характер конечной цели — коммунизм, они ставили и решали задачи модернизации, осуществлявшиеся и в других странах — создание современной для того времени индустриальной экономики, доступность и демократические формы распределения социальных благ, развитие всеобщего образования. Советский народ достиг впечатляющих успехов в процессе предвоенной модернизации. Общеизвестно, что с 5-го места в предреволюционный период наша страна вышла на 2-е в мире к концу 1930-х гг. по общему объёму валовой промышленной продукции. Но какова была человеческая цена преобразований? Это репрессии, хроническое отставание в развитии социальной сферы, трагедия деревни в ходе коллективизации, голод 1932 года, создание системы принудительного труда…
Уроки советского периода, последовавшего за революцией 1917 г., необходимо осмыслить, прежде всего, для выработки социально значимых ориентиров развития нашей страны в будущем.