В Асбесте выращивают урожай в почве из каменной ваты

: Василий Синявский
Ведущие инженеры-технологи Наталья Осинцева и Сергей Нифантов с экспериментальной рассадой. Фото: Асбестовский рабочий

В 2017 году дороги в Асбесте планируют ремонтировать с использованием произведённого в структурном подразделении ОАО «Ураласбест» щебёночно-мастичного асфальтобетона со стабилизирующей добавкой «Стилобит», которая препятствует появлению на дорожном покрытии колейности, а каменную вату — ещё один продукт градообразующего предприятия — в целях импортозамещения начали применять в тепличных хозяйствах Среднего Урала для выращивания огурцов и томатов.

Год тому назад, когда вопросы наладки производственного процесса перестали стоять перед руководителем предприятия как самые неотложные, завод сумел заняться разработками на перспективу. А именно — изготовлением субстрата из минеральной ваты для гидропонного выращивания растений. В современных лабораториях предприятия были опробованы маты вегетационные, кубики для рассады. В отличие от традиционной минеральной ваты они не отталкивают воду, а обильно насыщаются ею, что позволяет использовать различные питательные растворы, стимулирующие рост растений.

Испытание продукции проводилось в агрохолдинге «Чурилово» Челябинской области. Овощеводы с квадратного метра получили по 114 килограммов помидоров.

Поставлялся субстрат и в агрокомплексы Свердловской области. Российские производители овощей обеими руками ухватились за предложения асбестовцев. По качеству предлагаемый субстрат — не хуже импортного, а по цене — значительно ниже. Огромная экономия на одних только транспортных расходах. С начала 2017 года из Асбеста в Чуриловский агрохолдинг ведутся промышленные поставки.

Результаты этого сотрудничества, как записано в плане стратегического развития комбината «Ураласбест», будут подведены в конце 2017 года и рекомендованы к широкому использованию. Продукцию завода ТИМ ждут во многих регионах России и в Белоруссии, где также испытали возможности выращивания овощей на уральской каменной вате.

Кстати

Не менее важен в плане диверсификации производства ОАО «Ураласбеста» выпуск стабилизирующей добавки «Стилобит». Её разработали на комбинате как аналог импортной продукции, но только вместо целлюлозы использовали хризотил. Оказалось, что добавка из горного волокна гораздо лучше ведёт себя на дорогах.

Для выпуска новой продукции было создано дочернее предприятие комбината «Ураласбест» — ООО «Стилобит». Оно выпускает асфальт, обслуживает городские дороги. Но главное назначение — производство стабилизирующей добавки. В 2013 году установку реконструировали, а в состав добавки «Стилобит» ввели новый компонент — волокна базальта. И теперь при добавлении «Стилобита» в щебёночно-мастичный асфальтобетон происходят подлинные чудеса. Покрытие на дорогах медленнее изнашивается, не происходит расслоения асфальта, почти не образуется колея. Не случайно в Москве и в Московской области почти полностью перешли на эту марку асфальтобетона. В 2016 году большинство дорог в центральной части Екатеринбурга также отремонтированы с использованием щебёночно-мастичного асфальтобетона.

— Сегодня мы выпускаем 15 тысяч тонн «Стилобита» в год, — рассказывает директор ООО «Стилобит» Пётр Мазепа. — Добавка расходится по всем регионам России и отправляется в Казахстан. Это — предел мощности имеющегося оборудования, а спрос на продукцию в полной мере удовлетворить не удаётся. Поэтому в текущем году будет запущена ещё одна производственная линия.

По словам руководителя, в самом Асбесте до сих пор щебёночно-мастичный асфальтобетон со стабилизирующей добавкой не использовался. Но сейчас разрабатывается проектно-сметная документация, предусматривающая его применение.