Валерий Антониади, генеральный директор Уральского компрессорного завода:
— Первое, что мы потеряли в 1917 году — интеллигенцию, много образованных, способных людей. Революция только в изгнание отправила примерно 1,4 миллиона человек, а скольких расстреляли? Репрессировали сначала в 1929 и 1930 годах, в 1937-м, в послевоенное время? Я сам сын репрессированного, родился в Крыму, а уже 75 лет живу на Урале — в двухлетнем возрасте как сын врага народа был выслан сюда. Мой отец возглавлял обком партии в Тирасполе, отсидел по политической статье. Конечно, это обидно, ведь никаких ощутимых льгот для тех, кто пострадал в те годы, до сих пор нет. У тех, кто тогда остался, отобрали свободу слова. Это был ещё один удар по интеллигенции.
Второе, что потеряли люди — это собственность: раскулачивали за две коровы. Я читал Ленина и считаю, что его идеи не были воплощены. Он не был полностью против частных предприятий.
Третье, что потеряли — это свободу. Раньше в колхозах крестьянам даже паспорта не давали, люди платили за бездетность — отняли право распоряжаться своей жизнью, по-своему строить свою семью.
Что приобрели? Власть Советов. Я не спорю — «совет» всегда нужен. Но задуманные как высшая форма демократии Советы стали органами диктатуры.
Как демократ я считаю, что после крушения советской власти мы приобрели гораздо больше. Мы возвращаемся к тому, что должно было быть: появилась новая интеллигенция, людям дали право выступлений, возможность создавать бизнес. Открыли «занавес». Сейчас нам главное не сбиться с демократического пути, не забирать права — я был возмущён, когда у нас забрали право выбирать губернаторов! Надо отдать право гражданам и ещё отменить все партийные списки. Выбранные по списку депутаты хороши для партии, а для народа — нет. Поверьте мне как бывшему заместителю председателя горсовета Свердловска и экс-депутату Екатеринбургской гордумы.
Конечно, уроки из трагических исторических событий должно выносить прежде всего правительство. Но лично я считаю, что главное — делать всё мирно, не идти к счастью через силу.