Николай Малых, бывший гендиректор Уралвагонзавода, почётный гражданин Свердловской области, Нижнего Тагила и Волчанска:
— Хотелось бы высказаться по поводу влияния революционных потрясений на развитие промышленности России. С начала ХХ века в стране шла индустриализация, но темпы её были недостаточными. Первая мировая война показала слабые стороны российской экономики. Придя к власти, советское правительство учло эти уроки и взяло курс на электрификацию и развитие тяжёлой промышленности, причём определило для перехода на индустриальные рельсы крайне сжатые сроки. Таким образом, Октябрьская революция создала предпосылки к бурному развитию процессов, которые шли в государстве с петровских времён. Именно тогда началось становление Урала как индустриального края.
Решения партии, пришедшей к власти в 1917 году, ценой невероятных усилий народа были претворены в жизнь. В тридцатые годы в США была депрессия: падение производства, безработица, а у нас росли заводы: Магнитка, Челябинский тракторный, УВЗ, НТМК. Промышленный скачок вкупе с национальными богатствами нашей страны и её уникальным народом позволили советскому государству отстоять свою независимость во Второй мировой войне.
Согласно здравому смыслу страна, окружённая недоброжелателями, замкнутая на внутренний рынок, должна была умереть, но она выжила и удивительно быстро восстановилась после военных потерь, перестроила экономику на мирный лад. В 50-е годы по выработке электроэнергии и производству металла СССР занимал второе место в мире. Огромным авторитетом в мире пользовались советская система технического образования, прикладная наука.
Правда, можно упрекнуть власть советов в том, что производству товаров народного потребления и сфере обслуживания не уделялось должного внимания. По западным меркам советские люди жили небогато, но нельзя отрицать — с каждым годом быт улучшался. Помню, как в пятидесятые годы наша семья переехала из деревни в Нижний Тагил. Сначала снимали комнату, потом получили свою, через несколько лет — благоустроенную квартиру. Мы на Уралвагонзаводе понимали, что дефицит бытовых товаров и продуктов в стране с такой мощной экономикой — это несправедливо. Выпускали в наших цехах мебель, электроплитки, шили одежду. Поддерживали сельхозпредприятия, и они поставляли заводчанам мясо, молоко, овощи.
Валовый национальный продукт до 80-х годов был в плюсе, а с 90-х пошла отрицательная динамика. Сейчас я считаю нашу экономику застойной. И бедность народа мы не преодолели, скорее, на-
оборот. Помню, как отец, будучи на пенсии, предлагал мне помощь. Сегодняшние пенсионеры с трудом содержат себя.