Секреты общения с людьми 50+ раскрыли в читальных залах

: Лариса Хайдаршина
В Белинке говорят, что сегодня библиотеку посещают в основном люди старшего поколения, а не студенческая молодёжь. Фото: Алексей Кунилов

В Свердловской областной библиотеке имени Белинского сотрудников обучили эффективно общаться с представителями старшего поколения.

Учиться пришлось в Санкт-Петербургском учебном центре — специалистов по психологии людей 50+ у нас, в Екатеринбурге, не нашлось. Зато, пройдя курс подготовки, сотрудники обучили своих коллег — сегодня значительную часть читателей составляют как раз люди в возрасте.

Особенно полезными новые знания оказались для специалистов отдела электронной работы Белинки: они проводят ещё и курсы по обучению работе на компьютере для старшего поколения. Представить библиотеку без информационного оснащения уже невозможно, в каждой стоят компьютеры, есть Интернет, и каждый посетитель должен иметь возможность пользоваться ими.

— В основном мы обучаем 60-летних, но была в моей практике и 80-летняя ученица, — рассказывает сотрудник отдела электронной работы библиотеки имени Белинского Алексей Лузин. — Конечно, нужен не просто особый подход к людям такого возраста, но и знания о их психологии. Лично я даже план занятий переписал после того, как прошёл подготовку на эту тему. Дело в том, что люди с большим жизненным опытом воспринимают новую информацию несколько иначе, чем те, у кого этого опыта нет. Теория, тем более с красивыми названиями и новыми словами, с которыми они прежде никогда не встречались, — для них может быть пустым звуком. Всё новое они должны познавать на практике.

Чаще использовать наглядный материал, везде, где можно, вводить практическую часть, стало нормой на учебном курсе в электронном отделе. Сотрудники рассказывают, что очень часто старшее поколение приходит в библиотеку, чтобы не быть в одиночестве. И это лучший вариант: не бежать же от него в больницу или поликлинику… В библиотеке, где есть занятие, их понимают и поддерживают.

— Гораздо легче новая информация усваивается, когда человек находится в ситуации душевного комфорта, — поясняет Лузин. — Посетителей в возрасте мы должны успокаивать чаще, чем других — внутреннее беспокойство может сбивать их с толку. Ещё один залог успешного общения с ними — это диалог. Исчерпывающих и односложных ответов для них бывает недостаточно. Уважение к их даже небольшим проблемам, умение выслушать — наука несложная, но важная.