При всём многообразии возможностей школьники сегодня часто говорят родителям — не хочу никакие занятия, ни в какие кружки и секции. Мол, лучше дома посижу за компьютером… Руководитель городского Центра социально-психологической помощи детям и молодёжи «Форпост» Юлия ДЕРЯГИНА считает, что в этом случае мама и папа пропустили время, когда естественная детская любознательность требовала развития, но не получила его:
— Скорее всего, в прошлом были случаи, когда ребёнок просил родителей чем-то позаниматься с ним, а ему в ответ говорилось: «Вот тебе, малыш, планшет (сотовый телефон или телевизор), посиди тихо». Любознательность надо поддерживать ещё в дошкольном возрасте, тогда со временем чадо самостоятельно сможет выбирать занятие по душе.
— Так что же теперь, пиши пропало, школьника увлечь делом невозможно?
— Придётся напрячься и мотивировать его на развитие увлечения. Хорошо кружковое занятие сделать приключением, пойти в клуб по месту жительства вместе с родителями, с мамой или папой — многие клубы предлагают занятия для всей семьи. Хвалите ребёнка за достижения, за то, что он что-нибудь смастерит в кружке или нарисует.
— Не перехвалим?
— Не стоит восхищаться работой в целом — надо быть внимательнее к деталям. Тогда ребёнок поверит похвале, увидит, что его труд по-настоящему ценен.
— Может быть, стоит привести в пример соседского сына, который ходит в кружок вот уже несколько лет, а ещё и в спортшколе занимается?
— Нет, сравнения — приём запрещённый! Так можно всякую охоту к занятиям отбить. Сравнивать можно только то, чего ребёнок достиг сам — себя с собой. Вчера он ещё не умел конструировать самолёт, а сегодня в кружке авиамоделирования этому уже научился. Класс! В прошлом году не умел играть на балалайке, а в этом играет целую пьесу — пусть маленькую. Молодец!
— Как ещё заинтересовать занятиями?
— Обсуждайте ребят, с которыми ребёнок занимается. Друзья в кружке — отличный повод его посещать.
К тому же эти добрые отношения, которые завязались в детстве, способны остаться на всю жизнь.
Педагогично ли заставлять ребёнка посещать занятия?
Клёна КОРНИЛОВА, художественный руководитель Народного ансамбля танца «Радость»:
— Очень часто, когда дополнительное образование ребёнка связано с серьёзной физической нагрузкой, возникает момент, когда он говорит родителям, что больше не хочет заниматься — будь то танцы, спортивная школа или фигурное катание. Ни в коем случае не стоит идти родителям на поводу у эмоций! Рекомендую подойти к педагогу для личной беседы, обсудить с ним возникшие сложности и вместе выработать тактику создания мотивации для занятий. Да, ребёнок устаёт на тренировках, — и это нормально. Физические занятия укрепляют не только мышцы, но и характер, воспитывают волю. Тренировки не бывают лёгкими — это правило. Но грамотный педагог в уважаемом коллективе даёт нагрузку в соответствии с возрастом детей, по их силам.
Когда ребёнок бросает занятия, столкнувшись с первой сложностью, это может превратиться в привычку, стать чертой характера. Но разве родители будут рады такой черте их любимого ребёнка? Мы воспитываем личность, способную преодолевать преграды, достигать успеха, а для этого нужно учить детей прежде всего справляться со своей ленью. Системные физические нагрузки воспитывают трудолюбие — важно это понимать, когда мама и папа слышат от ребёнка жалобы на усталость и нежелание продолжать занятия. А умение грамотно использовать своё время? Формирование навыков дисциплины? И если говорить конкретно о нашем ансамбле, то мы прививаем любовь к народному искусству, школьники получают знание основ русского народного танца, знакомятся с его эстетикой — это так ценно в наше время. Впоследствии ребёнок сам скажет родителям спасибо, если они вернут его на тренировки. В практике моей работы были такие случаи — дети пытались уйти из коллектива, родители настаивали на их возвращении, и танцы во взрослой жизни моих подопечных становились их профессией.
Серьёзный мотив не бросать занятия, когда ребёнок устаёт, — дружеские отношения в коллективе. У нас дети занимаются с дошкольного возраста, и к средним классам школы в танцевальных группах ансамбля складывается крепкая дружба. Как бросать друзей? Это уже немыслимо.
Сегодня бесплатные кружки и дополнительные занятия есть в каждой школе — по закону РФ. Попасть на бесплатную учёбу по конкурсу можно в музыкальные, художественные школы и школы искусств. Кроме того, в каждом районе работают станции технического творчества, дома детского творчества и клубы, и платить за занятия в них тоже не надо. «ОГ» публикует адреса самых необычных и редких кружков Екатеринбурга в 2016–2017 учебном году:
Полный список «Бесплатные кружки Екатеринбурга».