80 лет назад в Париже установили памятник писателю Анри Барбюсу, изготовленный в Свердловске. На перевозку ушло больше двух недель. Похоже на абсурд: надгробие французскому деятелю на кладбище в Париже — и везут с далёкого Урала. Почему?
Член Французской коммунистической партии Анри Барбюс Россию (вернее, Советский Союз) любил не меньше родной страны. Октябрьская революция и последующие события в стране Советов оказали на писателя огромное влияние — в своих книгах он начал резко критиковать капитализм и активно пропагандировать социализм. Именно ему приписывают афоризм «Сталин — это Ленин сегодня». Барбюс неоднократно посещал СССР, да и скончался тоже тут, в одной из московских больниц — во время работы над биографией Сталина 30 августа 1935 года. Для нашей страны в те годы он был героем — три дня москвичи проходили у гроба Барбюса в Большом зале консерватории.
В марте 1936 года Международная организация помощи борцам революции объявила конкурс на создание надгробия Анри Барбюсу. Уральцы приняли в нём участие с проектом художника Константина Трофимова и победили. Закипела работа.
Во дворе Гранильной фабрики уже много лет хранилась огромная глыба орлеца — так у нас называют поделочный камень родонит. Ходила легенда, что когда глыбу привезли с Малоседельниковского месторождения и затащили в хранилище, перекрытия не выдержали и орлец провалился в подвал, зарывшись в землю. Да так и пролежал около двухсот лет. Часть камня в конце XIX века ушла на саркофаг для супруги императора Александра II Марии, а остатки ждали своего часа ещё почти сорок лет. В 1936 году, когда встал вопрос о памятнике Барбюсу, уральцы очень вовремя вспомнили об уникальной глыбе. Было в этом что-то особенное — сделать надгробие французскому коммунисту, стороннику Сталина, из бывшего императорского имущества.
24 августа 1936 года родонитовую стелу представили свердловчанам — надгробие выставили в самом центре Свердловска, во дворе Дома промышленности. Памятник оказался очень лаконичным — строгие прямые линии, никаких вензелей, только бронзовый барельеф с профилем писателя (скульптор Андрей Кикин), золочёные латунные буквы имени и табличка с посланием от уральцев: «Другу рабочего класса Франции, достойному сыну французского народа, другу трудящихся всех стран, глашатаю Единого фронта трудящихся против империалистической войны и фашизма товарищу Анри Барбюсу от трудящихся Урала (СССР)».
Надгробию предстоял длинный путь. Из Свердловска его отправили на поезде в Ленинград, оттуда на корабле в бельгийский порт Антверпен, и уже из Бельгии, снова на поезде — в Париж…
Но история уникальной глыбы орлеца на этом не закончилась. На памятник Барбюсу ушёл не весь камень, его остатки украсили станцию московского метро — Маяковскую. А не возникни тогда нужда сделать надгробие французскому писателю, кто знает, может быть, и до сих пор лежала бы огромная родонитовая глыба без дела, всеми забытая…
В 1937 году в Свердловске появилась улица Анри Барбюса. Она проходит параллельно улице Крауля и считается самой разорванной улицей города — делится на четыре части, почти не связанные между собой.