5 сентября в 1831 году, почти день в день с празднованием годовщины открытия в Екатеринбурге новой тюрьмы (ныне – одно из зданий СИЗО № 1), построенной по самым высоким – «столичным» – стандартам, из неё был совершён первый побег.
Инициатором побега четырёх заключённых был головорез Терентий Пирогов, которого сокамерники уважительно называли «дядя Терентий», прославившийся тем, что годом ранее организовал побег семи арестантов ещё из старого здания тюрьмы. Троих из них тогда поймали на месте, а пятью днями позже – и Терентия с одним из товарищей...
В новый побег Терентий тоже пошёл не один, а подбил «сделать ноги» ещё троих (все – «убивцы»). Уголовники первым делом избавились от громоздких ножных кандалов, затем сорвали дверную петлю в уборной, изготовили из неё крюк и привязали его к самодельной верёвке, свитой из простынь. С помощью системы рычагов, сделанных из железных полос от хлебного ящика, выворотили в камере подоконник, загнули его вместе с решёткой вверх и через образовавшееся отверстие сиганули во двор, где ударом по голове оглушили охранника. Потом трое из них сумели через крышу кузницы перепрыгнуть на тюремный забор и спуститься с него при помощи самодельного шнура с крюком. Четвёртого беглеца поймали на крыше кузницы подбежавшие к месту происшествия постовые.
Удачно сбежавшим долго гулять на свободе не пришлось – через неделю всех троих задержали. Беглецы получили по тридцать ударов плетьми, а начальник тюрьмы – штраф за нерадивость.
Косвенно в этом побеге виноват... лично император Николай I. При строительстве тюрьмы предполагалось установить охранный пост возле кузницы, но чиновники – сторонники экономии — решили потратиться лишь на увеличение высоты стены. Начальник тюрьмы воспротивился... Переписка об этом дошла до императора, и он оставил резолюцию в пользу экономии денег, гласившую, что «для 70 арестантов, содержащихся в сём замке, весьма достаточен караул в 30 человек...».