28 августа в 1980 году в Свердловске началось строительство метро.
Метро в столице Урала начиналось не на Уралмаше, где были пущены в строй первые станции, а в районе железнодорожного вокзала. В этот день экскаваторщик Николай Савкин вынул первый ковш земли из вертикального ствола шахты неподалёку от современной станции «Уральская» (на площадке бывшего стадиона «Локомотив»). Шахта эта была технической и, спустя двадцать лет, уже после пуска станции, была засыпана с помощью направленного взрыва. Сейчас на этом месте – торговые павильоны возле Северного автовокзала.
Начиналось строительство метро с огромным энтузиазмом, и метростроевцы в первые годы строительства были героями в глазах горожан. Однако в 90-е годы, когда начались перебои с финансированием, Метрострой прозвали «черепахостроем». Между тем метро в столице Урала – это один из самых дорогих и трудоёмких проектов строительства метрополитена в мире. Дело в том, что многие районы города стоят на твёрдых горных породах. Первый проходческий комплекс («щит»), который привезли из Ташкента, сумел прорыть всего 400 метров: условия не те. Например, проходка тоннеля Уральская – Машиностроителей – это три месяца ежедневных взрывов в каменном монолите. Внутри пилонов из литых чугунных плит и сегодня можно увидеть естественные скальные породы. Во время строительства перегона от «Уральской» (самой глубокой станции нашего метро - 42 метра) к «Динамо» начали давать трещины дома над тоннелем, многие из них и сейчас стоят в «бандаже». А со станции «Динамо» до сих пор постоянно откачивают воду.
Первую действующую линию метро пустили в апреле 1991 года, последнюю из новых станций – Чкаловскую – в июле нынешнего года.