Бывший научный сотрудник Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук на пенсии стала… художником. Первая выставка графики Людмилы Михайличенко прошла в галерее Дома кино, ещё три провела Свердловская филармония. Удивительно, что при этом женщина никогда и нигде не училась рисованию.
Людмила Михайличенко начала рисовать… за пять лет до выхода на пенсию.. «Тяжело заболела мама, и творчество для меня было средством выразить свои эмоции», — рассказывает художник. За 15 последующих лет она провела 16 выставок — за год по одной. Жанр — концептуальная графика.
— Работаю гуашью, — говорит Михайличенко. — Лишь первые работы сделаны в технике акварели и акварельного карандаша, все последующие — гуашь. Причина проста: это самый дешёвый материал. Для меня, пенсионера, другие дороги, а гуашь — доступна.
Удивительно, что художница, получившая такое признание, нигде и никогда в жизни не училась рисовать. Даже в детстве в художественную школу не ходила. Рисовала только по роду службы — в прежние годы учёные-биологи не имели увеличительной аппаратуры, которая могла фотографировать объекты. Приходилось всё, что наблюдали в микроскоп, зарисовывать вручную. А Михайличенко изучала рыб, в микроскоп наблюдала за их икрой. Теперь говорит, что она удивительно красива. И наверное, ей стоит поверить на слово. Сейчас её работы наполнены метафорами, многослойным смыслом и относят нас, зрителей, то к античным или египетским мифам, то к научным открытиям. Наталия Ярославцева, заместитель директора по маркетингу и куратор галереи «Эгида», говорит:
— Прежде чем стать художником, Людмила Михайличенко была профессиональным биологом. А теперь художник-концептуалист уверенно препарирует наше визуальное сознание с помощью эффектных идей, интеллектуальных задач и лаконичных решений. Эту твёрдую руку невозможно не узнать.
— Фотографирую я с 11 лет, когда мне подарили один из первых советских фотоаппаратов «ФЭД-2», — рассказывает Михайличенко. — Наверное, фотография развила у меня чувство композиции. Училась я на биофаке, а там не рисовать невозможно — на лабораторных работах, практикумах, в экспедициях приходится делать наброски. На занятиях требовалось иметь специальные альбомы для зарисовок — например, костей черепа рыбы, строения конечностей речного рака или поперечного среза дерева… Мои альбомы с такими «этюдами» были одними из лучших на факультете. До сих пор не поднялась рука их выбросить.
Все сюжеты для художника подсказывает жизнь — правда, передаёт она их в аллегорической форме. Когда рисует, имеет в виду одно, а люди, глядя на картины, видят порой совсем иное. Неудивительно, считает автор: жизненный опыт у каждого из нас свой. Главное — зритель не остаётся равнодушным, работа находит в нём отклик.
Сегодня Михайличенко — член Творческого объединения «Учёные-художники Уральского отделения РАН», её работы вошли в каталог «Художники Екатеринбурга».