В 1914 году в Екатеринбурге жандармы задержали депутата Государственной думы Александра Керенского, будущего главу Всероссийского временного правительства.
Для Керенского это был уже второй визит в Екатеринбург. Годом ранее (в 1913-м) он как адвокат защищал в здешнем суде группу социал-демократов. А после, пользуясь случаем, выступил в городе с политической речью о работе Госдумы и имел у слушателей большой успех.
Естественно, этот успех Керенскому хотелось повторить. Но официальные структуры, помня события годичной давности (слишком резонансной оказалась речь депутата, который не скрывал своих революционных взглядов и вообще считался личностью сомнительной), запретили ему публичное выступление. Керенского запрет не остановил — он решил выступить перед жителями Екатеринбурга… в лесу. Депутат и не подозревал, что с самого приезда в город за ним следили.
Судя по документам, сохранившимся в госархиве Свердловской области, жандармы заранее узнали, что «в городском лесу около Екатеринбурга в местности, называемой «Полковская дача», сего числа между 1–4 часами дня должна состояться сходка рабочих при участии прибывшего в Екатеринбург члена Госдумы IV созыва Керенского».
Все участники сходки были задержаны на месте. В протоколе осталась такая запись: «В лесу в Полковской даче против завода Злоказова мною была обнаружена сходка разных лиц, мужчин и женщин, которые находились все в одном месте, сидели и стояли тесным кружком, а посреди них находились член Государственной думы IV созыва Керенский. На первый взгляд можно было заключить, что на сходке присутствовало около 60–70 человек. Причём среди находящихся на собрании были рабочие заводов, учителя и учительницы Губернских земских курсов и другие лица».
В тот же день задержанных допросили и отпустили, назначив суд на 12 августа. Сам Керенский на суд не явился, однако его адвокатам удалось доказать, что встреча в лесу была простым пикником, а не «публичным собранием», и уездный суд вынес оправдательный приговор. Но полиция с таким решением не смирилась — дело передали в окружной суд. В этот раз приговор оказался обвинительным, наказание — штраф в пять рублей для каждого задержанного (для сравнения: средняя месячная зарплата рабочих тогда была 37,5 рубля). Вот только имя Керенского из списка обвиняемых таинственным образом исчезло.