В 1943 году главнокомандующий Военно-воздушными силами Красной армии Александр Новиков подписал приказ №0125 об организации на военном аэродроме Кольцово аэропорта «Свердловск».
Первый аэродром появился в Кольцово в 1930 году. Это был военный аэродром — для гражданских нужд эта площадка не использовалась. В октябре 1941 года из-за приближения линии фронта к Москве на Урал был эвакуирован научно-испытательный институт Военно-воздушных сил Красной армии. Кольцово стало главной площадкой для испытания новых типов боевых самолётов. Но уже в 1943 году, когда в войне произошёл перелом, институт решили передислоцировать обратно в Москву. Военный аэродром остался, но часть ресурсов уникальной площадки освободилась. Использовать только для военных целей современную взлётно-посадочную полосу длиной в тысячу метров, которую построили в 1941 году всего за три месяца, было просто нерационально. И аэродром Кольцово частично перевели на «гражданскую службу» — перенесли туда местный транзитный аэропорт, организовав приём и выпуск транспортных самолётов. Так Кольцово стал первым в Советском Союзе аэропортом совместного базирования Военно-воздушных сил и Гражданского воздушного флота.
До этого функции транзитного аэропорта в Свердловске выполнял «Уктус» (он располагался на месте нынешнего микрорайона Ботанический). В первые годы войны через него проходила воздушная транспортная магистраль «Москва — Уэлькаль*», по которой перегонялись самолёты, купленные у США по ленд-лизу. С 1943 года эти самолёты, а также самолёты сибирских авиазаводов пошли через Кольцово. Таким образом, крупный аэропорт перевели за черту города, а Уктус постепенно переквалифицировался на региональные авиаперевозки.
*Уэлькаль — эскимосское село на Чукотке.
Новый гражданский аэропорт получил название «Свердловск». Сегодня об этом напоминает код аэропорта (буквы SVX) — уникальный трёхбуквенный идентификатор, который мы обычно видим в авиабилетах и на табло прибытия-отбытия. Аэропорт начал принимать гражданские рейсы спустя всего три недели после подписания приказа.
Сегодня аэропорт Кольцово — один из крупнейших региональных аэропортов России. Пассажиропоток в 2015 году составил 4 миллиона 247 тысяч 541 человек — это шестое место после московских, петербургского и симферопольского аэропортов.