Прошлой весной семья Грубик — самая многочисленная на Урале семья вынужденных переселенцев с Украины — отметила новоселье в белоярском селе Кочневском. Тогда родители с девятью детьми, две бабушки, дедушка и жених старшей дочери заехали в половину двухэтажного дома, купленную Каменской епархией на пожертвования жителей России и зарубежья. Год спустя «ОГ» вновь побывала в гостях у Грубиков. Семья не просто обжилась на новом месте, но и приросла: летом у Грубиков родилась ещё одна дочка, а сейчас супруги ждут рождения одиннадцатого малыша.
В Кочневское мы приехали с руководителем отдела социального служения Каменской епархии Людмилой Галаховой: после покупки жилья церковь продолжает шефствовать над многодетной семьёй. В этот раз ребятам привезли конфеты и печенье, ведь покупать сладости пока удаётся нечасто.
— Диана, только раздели на всех поровну, — улыбается мама Светлана.
Во время разговора она успевает следить за двухгодовалым Святославом, который собирает букет из одуванчиков, трёхлетней Каролиной, которая балуется с водяным пистолетиком, и ребятами постарше. В солнечную погоду младшие играют на улице: для них глава семьи, Александр, обустроил детскую площадку.
— Давид, со двора — ни ногой!
— Руслан, перестань поливать грядку, ты же её сейчас затопишь!
Полтора года назад о собственном жилье с участком семейство могло только мечтать. Напомним, супруги с детьми и бабушкой эвакуировались из охваченного войной Харцызска на Урал в августе позапрошлого года. Чуть позже к ним присоединились вторая бабушка и старшая дочка с молодым человеком (номер «ОГ» от 28.02.2015 ). Большую семью разместили в трёх комнатах центра социальной адаптации в посёлке Лебяжьем Каменского района. Дедушка до последнего отказывался покидать город, пока в дом не угодил снаряд. Он чудом остался жив и несколько месяцев провёл в ревдинском ПВР, мечтая воссоединиться с родными: на Украине все жили вместе.
Но если работу кормильцы большой семьи нашли быстро, то с временным жильём возникли сложности: где найти деньги на большую съёмную квартиру на 15 человек? Тогда Каменская епархия обратилась к патриарху Кириллу с просьбой о приобретении для семьи на средства, собранные жителями России и зарубежья в помощь украинским переселенцам, половины благоустроенного двухэтажного коттеджа в селе Кочневском. В феврале супруги посмотрели будущее жильё, а 28 апреля они уже въехали в пятикомнатную квартиру площадью в 100 квадратных метров. Новоселье пришлось на день рождения 11-летней Алины. А спустя пару месяцев в семье родилась ещё одна дочка. Девочку, которая появилась на мирной уральской земле, символично назвали Мирославой.
Большую часть мебели новосёлам оставили прежние хозяева. Из бытовой техники у семьи были только чайник и мультиварка, да ещё холодильник со стиральной машиной в подарок от Каменской епархии и прихода в селе Кочневском. Остальную мебель собрали жители села, так что семья въехала в уже обставленный мебелью дом. Потихоньку обзаводятся всем остальным: что-то удаётся купить самим, что-то им отдают в дар. С одним из недавних подарков — велосипедом — мальчишки не расстаются ни на минуту.
За год вынужденные переселенцы успели получить российское гражданство. Троим дошколятам дали места в детском садике, трое ребят учатся в школе.
Пока мама сидит с детьми, Александр вместе с женихом старшей дочери Дмитрием трудится на сельхозпредприятии разнорабочим. Во время нашего визита они как раз ждут служебного автобуса, чтобы поехать в ночную смену. Как признаётся Светлана, работают без выходных, в две смены: уходят — дети ещё спят, приходят — уже спят.
Дедушка, стоматолог по специальности, работает на этом же предприятии охранником и мечтает, что всё-таки вернётся к любимой профессии. В этом же хозяйстве занята Анжелика. Девушка намерена по стопам дедушки пойти в медицину, но сначала нужно забрать аттестат, который остался на Украине.
— Долго не могли привыкнуть к ценам: в Харцызске при таких же зарплатах продукты, вещи и коммуналка были дешевле, — признаётся Светлана. — Садик стоил 600–700 рублей за ребёнка, а здесь — две тысячи триста рублей. За коммуналку платили копейки — здесь набегает до 15 тысяч: семья у нас всё-таки большая!
Выручает сельхозпредприятие, которое снабжает работников овощами, и домашнее хозяйство.
Во время первой встречи супруги делились мечтой о собственном саде-огороде, а сегодня весь участок перед домом разбит на ровные грядки. С одной стороны — овощи: кабачки, лук, морковь и свёкла, которую Светлана по привычке называет буряком. С другой — цветы и молодые кустики садовой клубники. Осталось только посадить картошку на восьми сотках за домом. Обзавелись и собственным подворьем: есть собака, три кота и свинья с восемью поросятами. Ещё супруги держали двух быков, но по зиме пришлось их сдать.
— По родине, конечно, скучаем: созваниваемся со старшей сестрой, которая присматривает за участком. Но возвращаться не станем — будем обрастать корнями на Урале, — заявляет Светлана. — В ПВР младшие всё время спрашивали, скоро ли домой. После новоселья перестали: здесь наш дом.