Этот день в истории Свердловской области - 18 мая

: Анна Осипова
Гнитеев проработал в НПО автоматики всего два года. Фото: пресс-служба УФСБ

В 2012 году свердловский областной суд огласил приговор сотруднику предприятия «НПО автоматики им. академика Н.А. Семихатова» Александру Гнитееву. Специалиста особо секретного предприятия осудили за разглашение государственной тайны на 8 лет.

Следствие установило, что 25-летний Гнитеев по заданию иностранных спецслужб собирал и передавал им сведения о российских разработках в области ракетостроения, в частности, о ракете «Булава»*. Суд признал обвиняемого виновным по статье УК РФ «Государственная измена в форме шпионажа» и приговорил его к восьми годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима и штрафу в размере 100 тысяч рублей.

*Р-30 «Булава-30» — российская твёрдотопливная межконтинентальная баллистическая ракета комплекса Д-30 для размещения на подводных лодках.

Какое именно государство получило секретные сведения, широкой общественности сообщено не было, а эксперты в качестве основных вариантов называют США, Англию и Китай — именно эти страны занимались похожими разработками в ракетостроении. Также некоторые СМИ сообщали, что за передачу информации (а именно схемы системы управления для «Булавы») Гнитеев получил 50 тысяч долларов (по тем временам это около полутора миллионов рублей). В официальных источниках эти данные до сих пор никак не комментируют.

Интересно, что должность Гнитеева на НПО автоматики была довольно мелкой — инженер-конструктор второй категории со стажем работы два года. Прямого доступа к секретной информации он не имел, и как именно к нему попали чертежи — неизвестно. Возглавлявший тогда НПО автоматики Леонид Шалимов заявил, что это говорит о нарушении должностных инструкций другими сотрудниками, которые получили соответствующее наказание. При этом утечка информации не нанесла большого ущерба оборонному комплексу — кардинально переделывать систему управления «Булавой» не пришлось.

Кстати

Дело уральского шпиона прокомментировал Дмитрий Рогозин, на тот момент исполнявший обязанности вице-премьера РФ. Он написал в Твиттере: «Работнику ОПК дали 8 лет за разглашение секретов «Булавы». Дали бы 80, меньше было бы охотников сдавать госсекреты».