В «ОГ» обратилась пенсионерка из Североуральска Людмила Дробнова: «Разъясните, кто прав: я или работники банка? Они требуют погасить долг, а я давно расплатилась».
В декабре 2014 года 73-летнюю женщину, которая никогда прежде ни у кого не занимала денег, обстоятельства заставили попросить в банке 20 тысяч рублей.
— Через два месяца я вернула всю сумму с процентами. Спустя ещё восемь месяцев зазвонил телефон и грубый голос в трубке спросил: «Почему долги не возвращаете?» В ответ на мои объяснения мне заявили: не оплачена услуга страховки. Да, молодой человек предлагал мне оформить страховку перед подписанием кредитного договора, но я отказалась, — рассказала Людмила Фёдоровна.
Женщина пошла в банк, чтобы разобраться на месте, но оказалось, что офис «Восточного экспресса» в Североуральске, где она брала кредит, закрылся. Выяснив, что руководство банка находится в городе Благовещенске Амурской области, отправила туда шесть писем, но они остались без ответа. Только после того как Дробнова написала председателю Госдумы РФ Сергею Нарышкину и её претензии из Москвы были направлены в Благовещенск, из банка пришло письмо.
— Но оно так написано, что я ничего не поняла, — призналась наша читательница. И это неудивительно, смысл таких словосочетаний, как «аннуитентные платежи» или «неразрешённый овердрафт», далеко не каждому понятен. Между тем звонки с требованиями погасить долг продолжались, и сумма каждый раз увеличивалась.
«ОГ» удалось дозвониться до «Восточного экспресса» и выяснить, что клиенту просто не выдали бы кредит в этом банке без оформления страховки. Хотя, как известно, страхование жизни и здоровья — услуга добровольная, и полезна она прежде всего банку — на случай, если заёмщик умрёт или потеряет работоспособность. Тогда ответственность берёт на себя страховая компания. Но банки не хотят рисковать, порой им выгоднее отказать клиенту, чем оформлять кредит без страховки.
Но у Людмилы Дробновой, по её словам, нет ни страхового полиса, ни договора страхования. Она уверяет, что никаких документов не подписывала, кроме кредитного договора. Но… в договоре указана сумма кредита не 20 тысяч рублей, как просила женщина, а 27 145 рублей. А Людмила Фёдоровна совершила грубую ошибку: подписала договор не читая.
— Это довольно распространённая ситуация, когда банк к сумме кредита приплюсовывает сумму страховки. Потом он перечисляет её страховой компании. Даже если кредит будет погашен заранее, клиент вынужден переплачивать, — говорит экс-сотрудница одного из екатеринбургских банков Александра Рязанцева. — Банкиров можно обвинить в недобросовестности, но таков уж мир финансов. Выход один: внимательно читать договор, и если там вместо 20 тысяч, которые вы просите, написано 25 или 30, разворачиваться и идти в другой банк.
Игорь Упоров, президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов:
— Даже если человек не читал договор, он несёт ответственность за подписанное, поэтому шансы выиграть дело в суде минимальные. Но в данной ситуации сам кредит погашен, и смысл в кредитной страховке потерялся, поэтому можно обратиться с заявлением в банк и попросить сделать перерасчёт. То есть разрешить конфликт во внесудебном порядке. Кстати, глубочайшая ошибка — погасив кредит, сразу забыть о нём. Нужно закрыть долг не только финансово, но и юридически: написать заявление о закрытии кредитного счёта и получить справку об отсутствии задолженности.
Андрей Артемьев, директор Екатеринбургского центра защиты потребителей, вице-президент Всероссийской лиги защитников потребителей:
— Принято говорить: читайте договор. А если в договоре будет написано: «В случае просрочки отрубить заёмщику руку», и заёмщик подпишет не читая? Во-первых, в законе о защите прав потребителей сказано, что оказание одной услуги нельзя обуславливать оказанием другой услуги. Во-вторых, включение страховки в стоимость кредита — это введение клиента в заблуждение относительно потребительских свойств продукта — нарушение статьи 10 закона о защите прав потребителей. К тому же, включение страховки в стоимость кредита можно рассматривать как скрытую комиссию, а Центробанк запретил использовать комиссии. В данном случае мы видим, что условия договора нарушают права потребителя и правила, установленные законодательством.