В портфеле — только одна книга: электронная

: Владимир Андреев
Электронный учебник - лёгкий, безопасный, ударопрочный. Способен работать без подзарядки неделю. Устройство защищено от копирования и удаления информации. Есть и минусы: дисплей чёрно-белый, не воспроизводит звуки и видео. Фото ИТАР-ТАСС.

Эксперимент по внедрению электронных учебников начался в России в прошлом году. Пилотными площадками для него стали Калининградская, Кемеровская, Московская, Самарская области (г.Тольятти) и Санкт-Петербург. Теперь дошла очередь и до уральской столицы, а помогать в этом будет давний партнёр городского управления образования московское издательство «Академкнига/учебник».

В принципе, убеждать педагогов в эффективности электронных средств обучения сегодня не надо. Во многих уральских школах, даже в глубинке, есть компьютерные классы. А в некоторых первоклассники садятся за парты уже с подключёнными ноутбуками — как, например, в школе № 55, что в посёлке Совхозном под Екатеринбургом (см. «Областную газету» от 25 августа «Школы ждут сентября»). Но сегодня эффективность реализации нового образовательного стандарта напрямую связана с электронными ноу-хау.

В августе 2011 года глава Роснано Анатолий Чубайс показывал Владимиру Путину школьный планшетник, на который были закачаны учебники с первого по шестой класс. Премьер-министр первым делом поинтересовался: «А сколько он будет стоить?» Оказалось, примерно 12 тысяч рублей.

Ход эксперимента контролировали на высоком уровне. Как сообщила руководитель Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ Светлана Авдеева: «Были выбраны шестые и седьмые классы. Потому что решили, что это надо делать в основной школе, чтобы не трогать старшую. Основная школа с 2013 года начнёт внедрять новые стандарты. Не стали брать пятый класс, потому что это сложный переходный период из начальной школы в основную. А шестой и седьмой — это как раз те классы, когда интерес к обучению у детей падает, поэтому специалисты хотели, в том числе, посмотреть и на то, насколько вырастает мотивация к обучению, если дети работают с теми электронными устройствами, с которыми они сталкиваются и в повседневной жизни».

В Кемерово — одном из городов России, где внедрялись электронные учебники, в эксперименте участвовали два лицея и одна гимназия. Областное правительство закупило 280 планшетников, разработанных британской компанией «Пластик Лоджик» (Plastic Logic) по заказу Роснано. Каждый обошёлся примерно в 20 тысяч рублей — 11 тысяч сам букридер и девять тысяч — его программное наполнение. В лицее № 23 города Кемерово сейчас находится почти 60 планшетников, они переданы образовательному учреждению в дар после окончания эксперимента. Похоже, что плюсов от их использования гораздо больше, чем минусов. Договоры об ответственности сторон, подписанные с родителями, позволят школьникам пользоваться гаджетом и дома.

КОММЕНТАРИИ

Павел КРЕКОВ, заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области:

— Внедрение электронных учебников — очень важный, интересный и необходимый шаг. В бюджете есть строка по программе модернизации школ, их информационно-технического обеспечению. Правда, по моему мнению, с января будущего года мы не успеем их поставить. Конечно, пока не идёт речь о повсеместном внедрении такого новшества, но чем масштабнее будет проект, тем дешевле окажется стоимость каждого гаджета.

Борис ПИМЕНОВ, генеральный директор издательства «Академкнига/учебник»:

— Электронный учебник — это аппаратно-программный комплекс, который включает в себя устройство индивидуального доступа (компьютер — ред.) и образовательный портал в Интернете. Для учителя электронный учебник — это эффективный инструмент. Сегодня это не просто удобство, а такая же необходимость, как компьютер на столе. Но такой комплекс нельзя ввести волевым решением, иначе идея зачахнет, как многие начинания, которые легли на неподготовленную почву. В Екатеринбурге, в Свердловской области мы планируем внедрить комплекс в шестых, седьмых и восьмых классах некоторых школ, а через пару лет «спустимся» и в пятые классы. Как самый оптимистичный прогноз — начнём внедрять в отдельных школах со второго полугодия этого учебного года. Видимо, с января 2013 года. Есть другой вариант — с сентября 2013 года.