Быть храбрым, хладнокровным, честным. Мужественно переносить страдания и бережно хранить традиции своей фамилии. Проявлять уважение к любому человеку, но не прощать обиды, не терпеть зла, насилия, лжи, двуличия, малодушия. Таковы требования чеченского кодекса чести. Чеченцев можно встретить и среди жителей Среднего Урала, в области действует чеченская общественная организация – Региональный центр чеченской культуры «Вайнах». Диаспора избрала председателем члена консультативного совета по делам национальностей Свердловской области Адама Калаева.
— Адам Хусиевич, что означает слово «вайнах»?
— На русский можно перевести как «наш народ», это слово объединяет чеченцев и ингушей, у которых много общего. Помните, была Чечено-Ингушская АССР.
— Организация «Вайнах» была создана как раз в период первой чеченской войны?
— Да. Живущим здесь мирным чеченцам приходилось несладко, и важно было, чтобы они знали, что можно куда-то прийти со своими проблемами. К примеру, выпьют местные парни — кто-то из них сам только с войны вернулся, у кого-то друзей там убили — и идут с разборками в общежитие, где чеченцы живут. А те, может, здесь и оказались потому, что хотели быть подальше от конфликтов. Война же случилась не из-за ненависти наших народов друг к другу, а оттого, что правители, как это не раз бывало в истории, не сумев обеспечить людям нормальную жизнь, стали навязывать заведомо ложные идеи. В период правления Джохара Дудаева чеченцы в большинстве своём не хотели выхода из России, но мирные сёла не могли противостоять ни боевикам, ни федералам. Люди уезжали, в том числе на Урал. А здесь были разные установки по линии МВД и ФСБ. Понятно, требовался глаз да глаз, чтобы избежать ЧП, терактов, но иногда перегибали палку. Помню, ко мне в полночь как-то пришли из милиции, требуют показать документы. А я с 1978 года в городе живу, сам юрист, закон уважаю. Перед женой и детьми стыдно: вдруг подумают, что я связан с криминалом. Но были чеченцы, которые действительно жили где-то без прописки, без денег на пропитание. И надо было не ловить их, а помочь зарегистрироваться в каком-нибудь общежитии, трудоустроиться. Этим и занималась организация «Вайнах». Мы не только решали правовые и бытовые вопросы, но и инструктировали людей, как избежать конфликтов, предупреждали: нельзя втягиваться ни в какие криминальные группировки. В ту пору в Свердловской области людям любой национальности жилось не совсем комфортно, так как многие вопросы в экономике и других сферах решали криминальные авторитеты. Люди гордились знакомством не с художниками, а с жуликами. Шли разговоры, что и чеченцам надо иметь свою группировку, вооружаться. Я категорически говорил: всё это — временно, не может цивилизованное государство держаться на криминале.
(Знак 1 используется для изменения звучания соседней буквы, придаёт ей гортанность)
— Как вы сами оказались на Урале?
— Я вырос в чеченском селе, воспитывался советскими учителями, верил в коммунизм. Мне казалось, промышленный Урал — это сердце страны, где строго чтят законы, так как большинство населения тут — рабочий класс, гегемон общества. И я поехал поступать в Свердловский юридический институт. Когда увидел быт студенческого общежития, узнал про талоны на продукты, столкнулся с двойными стандартами, понял: дни Советского Союза сочтены. Но Свердловск-Екатеринбург всё же — замечательный город, поэтому, окончив вуз, решил остаться. В студенческие годы у меня появилось хобби — психология: изучаю характеры не только людей, но и разных народов.
— Тогда расскажите о чеченском характере.
— Доминирующие черты — свободолюбие, самостоятельность, независимость. Чеченца невозможно поставить на колени, для него не существует культа личности, какой бы гениальной она ни была: все люди равны. Материальное превосходство одного не даёт ему права унижать других. Чеченцу важно, чтобы его уважали, оскорбление в его адрес может стоить жизни, потому что ещё одна характерная черта — воинственность. Сейчас глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров культивирует спорт, в том числе всевозможные виды борьбы. На мой взгляд, это не совсем правильно, некоторые национальные черты следовало бы не развивать, а гасить.
— Как воспитывают детей в чеченских семьях?
— В труде. Принято, чтобы дети помогали родителям и по дому и на работе. Лень презирается. С малолетства прививают уважение к старшим, и это сохраняется на всю жизнь. Допустим, человеку 40 лет, в своей компании он может выпить, покурить, но делать это в присутствии пожилых людей считается большим позором. Мальчикам внушают, что они должны мужественно переносить боль и любые жизненные трудности.
— Чеченская диаспора предлагала построить в Екатеринбурге Соборную мечеть. Что-то сделано в этом направлении?
— Нам выделили землю, но она оказалась федеральной: строить там нельзя. Армяне предложили кусок земли рядом со своей церковью, но начались разговоры: зачем чеченцам мечеть в центре города? Хотя мы хотели, чтобы Дом Всевышнего был для мусульман любой национальности. Два года назад начали обсуждать возможность строительства в микрорайоне Академический, и до сих пор всё — на уровне разговоров.
— В СМИ не раз были материалы о том, что в мечетях вербуют в ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в России. – Прим. ред.). Как это предотвратить?
— Нужно, чтобы религиозные деятели не занимались политикой, бизнесом и другими делами, которыми не должны заниматься. В исламе 73 течения, в том числе — радикальные. Нельзя, чтобы имам — служитель мечети — придерживался радикальных течений. Как результат — закрыли мечеть на Уралмаше. Впрочем, на Урале у прихожан основная задача — семью прокормить. Не думаю, что кто-то из них готов идти на смертный бой из-за религиозных убеждений.
— Недавно глава Чечни Рамзан Кадыров заявил о желании завершить политическую карьеру. Как восприняла это известие чеченская диаспора?
— Кадыров — созидатель, он много сделал для республики, его команда хорошо работает. Но я уже сказал, что чеченцам несвойственно превозносить кого-либо, да и сам Кадыров говорит: «Я — рядовой пехотинец». При любом руководителе надо надеяться на свою голову и своё трудолюбие. Важно только, чтобы те, кто окажется у власти, не навязывали людям ложные политические идеи.
Баранина средней жирности — примерно 1 кг, 1 большая луковица, перец, соль, мука (кукурузная или пшеничная), 1 головка чеснока, 1 яйцо.
Мясо режем кусками и варим в подсоленной воде. В бульон добавляем луковицу и перец. Из муки, яйца и воды делаем тесто по консистенции как пельменное. Раскатываем его, нарезаем ромбиками, из этих кусочков делаем галушки, похожие на ракушки. Вынимаем мясо и кидаем в кипящий бульон галушки. Варим минут пятнадцать. Галушки выкладываем на большую тарелку, сверху — мясо. Подают это блюдо с чесночным соусом. Запивают бульоном, в котором варились мясо и галушки.