Никто не виноват?

: Елена Абрамова
На проблему коллекторов уже отозвался кинематограф: в этом году выйдет драма «Коллектор» с Константином Хабенским. Его герой — «циничный сотрудник коллекторского агентства, способный за считанные секунды убедить человека вернуть долг»

10 марта депутат Законодательного собрания Свердловской области Алексей Коробейников провёл открытое совещание по деятельности коллекторов. Кроме представителей правоохранительных органов, банков и правозащитников пригласили работников микрофинансовых организаций (МФО) и коллекторских агентств, но они, что показательно, не пришли.

Из-за грубых действий коллекторов скромная семья екатеринбуржцев Кузнецовых, задолжавших МФО (см. «ОГ» от 10.03.2016 г.), оказалась в центре общественного внимания. Несмотря на это, взыскатели долгов по-прежнему чувствуют безнаказанность и терроризируют семью должников.

— Звонки с нецензурной бранью и угрозами продолжаются. В четверг нам опять испортили замок входной двери. Сын, которого заблокировали в квартире, даже в школу ходить боится, с ним сейчас работает психолог, — рассказала Анна Кузнецова. Её муж добавил, что не открещивается от долгов, просто в семье сложная финансовая ситуация. Он пояснил: брали 30 тысяч, вернули 20, сейчас требуют отдать ещё 46 — с учётом процентов.

Вчера начальник отделения управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области Евгений Логвинский сообщил журналистам, что за минувший год и два с небольшим месяца текущего года зафиксировано около 700 обращений в полицию в связи с противоправными действиями коллекторов. При этом правоохранители не могут привести ни одного примера, когда бы выбивателей долгов наказали. Евгений Логвинский назвал единственный случай возбуждения уголовного дела — по заявлению Кузнецовых.

— Те, кого мы называем коллекторами, действуют на грани закона. Доказать их вину сложно: они часто меняют номера телефонов, действуют методом бригадного подряда — к должнику приходит то один, то другой, свидетелей нет, — объясняет Дмитрий Шиловских, начальник управления участковых уполномоченных и управления по делам несовершеннолетних Свердловской области.

Есть и другое мнение:

— Когда совершаются самоуправство, вымогательство, порча имущества, состав преступления — налицо. И преступник, будь он коллектор или кто другой, должен быть наказан. Но сложившееся отношение к должникам таково: ты сам брал взаймы, почему кто-то должен тебя защищать? — заметил адвокат Свердловской областной коллегии адвокатов Андрей Каспирович.

Участники совещания обсудили варианты решения проблемы, с которыми, по словам Алексея Коробейникова, он намерен обратиться в Госдуму РФ. Ключевые предложения звучат так:

Мнение

Андрей Артемьев, президент Всероссийской лиги защитников потребителей, руководитель Екатеринбургского муниципального центра защиты потребителей:

— С помощью лоббистской деятельности понятие «коллектор» ввели в закон о потребительском кредитовании. В государственном перечне видов экономической деятельности в нашей стране коллекторская деятельность не указана, то есть она противоправна. С принятием закона о взыскании просроченной задолженности эта деятельность будет узаконена. На мой взгляд, её нужно запретить.

Если к вам пришли коллекторы с угрозами, во-первых, требуйте показать постановление суда. По Конституции РФ, имущество гражданина не может быть отторгнуто иначе, чем по постановлению суда. Во-вторых, можете подать иск в отношении организации, выдавшей кредит, и потребовать компенсации морального вреда. Потому что любая услуга, по закону о защите прав потребителей, должна быть безопасна для жизни, здоровья, имущества. Вмешательство коллекторов нарушает это требование.