Цыгане… Вечные странники, вечные изгнанники с загадочной душой и странными на чужой взгляд обычаями и семейным укладом, с песнями, что рвут душу, и танцами, во время которых ноги сами начинают приплясывать. Умельцы-кузнецы, бойкие торговцы и неуловимые, чего греха таить, конокрады. Но это в прошлом, а как и чем сейчас живут ромалэ?
Есть один старинный цыганский миф, который поможет понять ментальность этого древнего народа. Даже мультфильм снят по этой истории!
«…Летела стая птиц над горами, и увидели все прекрасную долину, где можно было передохнуть и подкрепиться. Сели, хотя вожак стаи предупреждал, что это может плохо кончиться, и были приняты радушно богатым хозяином этих мест, который дал им всё, о чём мечтает цыганская душа: золото, ковры, одежды, шали и изысканные яства. Разнежились птицы, но инстинкт зовёт лететь дальше, а с дарами взлететь невозможно. И оставить их душа болит: никогда не было у них такого богатства. Разлады начались в птичьей стае, ссоры. Не смог вожак уговорить их бросить всё и лететь дальше. С горя поднялся в небо, насколько смог, и сложил крылья… И вот уже у птиц от безделья крыльев не стало, а надо лететь. И пошли они пешком по горам с дарами, кто сколько унесёт. Так и странствуют по миру с тех пор…»
— Ех, дуй, трин, штар, пандж, шов, — из глубины зрительного зала отбивает ритм Надя Иванова, руководитель студии «Джипси Арт» (джипси — цыган, с англ. — Прим. ред.). А на сцене вихрем летают яркие цыганские юбки у девушек, маленькие девочки старательно растягивают цветные шали, символ утраченных крыльев: в обшарпанном ДК, когда-то принадлежавшем заводу «Хромпик» в Первоуральске, идёт репетиция мюзикла по рассказанной выше истории. Счёт идёт только до шести. Загадочная вещь: после шести есть названия цифр, но замысловатые: не «семь», а «без трёх десять». Громоздкая конструкция, поэтому цыгане часто оперируют русскими цифрами.
Надежда Иванова — студентка четвёртого курса Екатеринбургской академии современного искусства. «Соруководитель» студии, как он в шутку себя называет, её муж Павел Новосёлов. Надя — цыганка, Павел — русский. На ней — творческая часть, всё-таки кроме природного таланта за плечами ещё и Музыкальное училище имени Чайковского, на нём — организационная часть. В студии занимаются восемь взрослых и 18 детей, все цыгане. Артисты регулярно выступают с концертами, и всегда — аншлаг, любит русский народ цыганские романсы, и всё тут.
— Репертуар зависит от публики. Если постарше — «Очи чёрные», «Дорогой дальнею…», ну и «Шмель», куда ж без него? Если молодёжь — у нас и рэп есть, на русском и на цыганском языках. Даже хип-хоп уже есть! — рассказывает Надежда. Все, кроме неё, самоучки, Надя — дирижёр-хоровик. Впрочем, отсутствие музыкального образования не мешает ребятам мечтать о создании своего цыганского театра, такого как «Ромэн» у Сличенко. Почему нет?
В области существует своя цыганская автономия, председателя которой порой по незнанию называют бароном. Выражение «цыганский барон» известно всем, но мало кто знает, что человек с этим «титулом» — вовсе никакой и не барон…
— В нашем языке есть слово «баро» — большой, главный. Так называли старшего в роду, в таборе, — рассказывает председатель областной цыганской автономии Ян Сокол. — Ну а раз главный, как-то прилипла со временем буква «н», слово перекочевало даже в классику, вспомните оперетту «Цыганский барон».
— Классический цыганский кочующий табор — это сколько человек?
— Глава рода, его жена, дети; его братья, сёстры, их дети, потом правнуки у всех пойдут — человек 20–30 набирается. Палатки у каждой семьи свои, а вот котёл общий. Кто, что, где заработал, всё туда.
— Или…
— Украл, хотите сказать? Бывало, все знают. Представьте, встал табор у какого-нибудь села. Надо добывать пропитание. Не все ведь петь-танцевать могут, да и внешние данные нужны подходящие. Мужчины идут подзаработать на жестянке, на чём-нибудь по металлу. Женщины — гадать, а то и просто милостыню просить. Случалось, подбирали, что плохо лежит — жить-то надо. Цыгане всегда были бедны. Мой прадед в Питере был купцом, ходил в сапогах, а мальчишки, которым он давал хоть немного заработать, все босиком бегали. И знаете, почему у цыган одежды разноцветные? А шили из того, что раздобыли или барин какой подарил. Так и повелось. Но надо отличать одежду сценическую и бытовую. В обыденной жизни наш народ предпочитает чёрный цвет в сочетании с белым. И обычаи у нас, русских цыган, в основном старорусские. Свадьба почти так же проходит, разве что невесту приходится выкупать не у подружек, а у братьев.
— Прямо скажем, многих обывателей в Екатеринбурге раздражает, что у цыган огромные дома. Дескать, на наркоте нажились…
— Наркота — беда общая. И у любого народа в семье не без урода. Моё личное мнение: наш народ просто использовали, а потом ещё и прессу, телевидение натравили. Но я не знаю ни одной семьи, которой торговля наркотиками принесла бы счастье и благополучие. Это всегда плохо кончается, и понимание такое наступает. Что касается больших домов… У цыган большие семьи, даже при оседлом образе жизни сохранился прежний семейный уклад. По сути, табор просто поселился в большом доме. И в роду каждый что-то зарабатывает, несёт всё в один дом. Хотя, признаться, с работой у цыганской молодёжи плохо — не берут, сильны предубеждения. Поэтому приторговывают телефонами, собирают металлолом, подшаманят старенькую машину да продадут. Мы не лентяи, просто не любим просиживать время на работе, ждать окончания заводской смены. Веками были свободны, хоть и гонимы.
— В том числе и фашистами…
— Да. Фашисты уничтожали цыган подчистую, как и евреев. Не могли терпеть ещё одну, хоть и древнеарийскую народность. А советская власть приняла в 50-е годы прошлого века закон об оседлости, пытались всех цыган загнать в колхозы. Не вышло. Но времена меняются. В России в 2013 году утверждена программа по социально-экономическому и культурному развитию российских цыган.
— Ян, а есть у вас какой-нибудь обряд, чего нет ни у кого?
— Да. Ответ на иконе. Допустим, совершил цыган очень нехороший поступок. Собрались баро обсудить ситуацию, и нет веры словам вроде бы виноватого. Ставят перед ним икону — держи перед ней ответ. И неважно, верующий или нет. Правда всё равно станет известна, и если ты соврал перед иконой — позор всему роду и изгнание совравшего.
500 г мяса (говядина и свинина поровну), 250 г копчёного бекона, 2 болгарских красных перца, 2 помидора, 1 луковица, 2 зубчика чеснока, полбутылки красного сухого вина, петрушка, укроп, гвоздика 1–2 шт., перец душистый горошком 3–4 шт., соль, чёрный и красный молотый перец.
Мясо режем брусочками, бекон и болгарский перец соломкой, помидоры кружками или кубиками, лук, чеснок и зелень шинкуем. В разогретой сковороде обжариваем до румяной корочки бекон, перекладываем в кастрюлю, в оставшемся от бекона жире обжариваем лук, чеснок — тоже в кастрюлю, затем до румяной корочки поджариваем мясо, отправляем в кастрюлю, затем обжариваем болгарский перец и помидоры и отправляем туда же. Все продукты заливаем вином и ставим на умеренный огонь. Когда закипит, добавляем соль, гвоздику, перчим по вкусу. Варим минут 30–35, добавляем зелень, и мясо по-цыгански готово! Подавать с гарниром.
Кстати. Считается, что национальное блюдо у цыган — запечёный лесной ёж, но это у сравнительно небольшой группы синти, а вообще, цыгане уважают мясо в любых видах.